С подписью автора: «Дорогая моя доченька Людочка, это тебе на память от мамы.
17/IV-47 г. В. Чаплина»
Вера Чаплина с Людочкой. Около 1946 г.
РГАЛИ фонд № 3460
Вера Амелунг. Вероятно, тоже первые послевоенные годы.
Вера Константиновна Амелунг (1896-1974), кинолог и художник-анималист, участница 1-й выставки работ Московской Ассоциации художников-декораторов (1929).
Из книги Ольги Вельчинской «Квартира №2 и ее окрестности»:
«…Удивительным было знакомство с художницей-анималисткой Верой Амелунг, давней приятельницей Елизаветы Наумовны.
Случилось так, что заболел маленький мальчик, сын Витиной и Елизаветиной подруги. Болезнь развивалась стремительно, прогнозы делались зловещие. И однажды пасмурным, почти уже зимним, днем, нас с Витей Гордон делегировали на Гоголевский бульвар, в большой доходный дом, расположенный в самом его устье.
Вера Амелунг - сухощавая, стриженая, серо-седая, очень уже пожилая дама, жила в подвале этого огромного многоэтажного дома. Обладая множеством разнообразных умений, она еще и на картах прекрасно гадала. Кстати говоря, все, что было ею сказано в тот раз о мальчике и его болезни, впоследствии осуществилось в точности. Мальчик выздоровел, вырос, окончил университет, стал чудесным человеком, но прожил на свете недолго - совсем еще молодым скоропостижно скончался от сердечной болезни.
Блуждая подвальными лабиринтами в поисках Вериной каморки, мы стучались последовательно во все встречавшиеся по ходу нашего странствования двери. Не получая ниоткуда ни отзвука, ни приглашения, мы решительно толкались в очередную дверь, и почти каждая оказывалась незапертой и отворялась беспрепятственно.
Навеки запечатлелись в сознании две открывшиеся нашим взорам картины. Первый сюжет - огромная, затейливо татуированная спящая спина на фоне нарядного, во всю стену, ковра, затканного замысловатыми узорами, чем-то спине этой родственными.
И второй - минимально меблированное помещение, простейший квадратный стол посередине (кажется, что и без клеенки), топорный стул, на стуле в состоянии глубокой задумчивости босой мужик в трусах, устремивший остановившийся взор на полупустую трехлитровую банку с чайным грибом. Неплохо жилось Вериным соседям: тепло - раздетым среди зимы, и доверчиво - дверей-то не запирали.
Итак, мы пришли к Вере, заранее заручившись ее согласием раскинуть карты. Даром своим Вера не злоупотребляла, использовала его редко, в случае крайней необходимости. Само по себе посещение гадалки, да не какой-нибудь бабки, а аристократки древнего рода с фамилией совершенно необыкновенной, было предприятием загадочным и замечательным. Настроены мы были серьезно и торжественно. Не уверена, но кажется, что огромный дом на Гоголевском бульваре до октябрьского переворота принадлежал Вериной семье, все Верины родные, конечно же, исчезли без следа, а сама Вера жила, как уже было сказано, в подвале собственного дома, где же еще?
Но жила не в одиночестве, а вместе с русскими борзыми удивительной красоты. В те дни, когда мы с Витей пришли к Вере, с нею жили мать и сын, Аргунь и Терзай, и были они потомками других, давних борзых, живших в Вериной семье, а позже с одной только Верой, с незапамятных времен. Родословную Аргуни и Терзая Вера знала до мелочей, потому что вырастила и бабок их, и дедов, и прадедов.
В темной пустоватой подвальной комнате, под ампирными часами, украшенными одинокой белой колонкой, в маленьком полукруглом креслице, компактно свернувшись, дремала розовато-белая Аргунь. В кресле она казалась маленькой, изящной, пластикой своей и шелковистостью более всего походила на белую лебедь. Но только до тех пор, пока не соскочила с кресла, не расправилась во весь рост, не продемонстрировала всю свою стать. Терзай же, сын Аргуни, был раза в полтора крупнее матери.
Борзые верно служили Вере. Более того, они ее кормили. Режиссер Бондарчук снимал их в фильме «Война и мир» в сцене охоты Наташи Ростовой. Вера сопровождала собак на съемки, получала суточные, которых с лихвой хватало на прокорм всем троим. А когда съемки закончились, Бондарчук, полюбивший собачек, продолжал их подкармливать. Снимались Аргунь с Терзаем и в фильме «Анна Каренина». Все мы видели, как Майя Плисецкая, сама похожая на лебедь, выгибая изумительный свой стан, прогуливалась с Вериными борзыми по съемочной площадке.
Дверь в полуподвальное Верино жилище то и дело открывалась без стука. Запросто обращаясь на «ты», соседи разных возрастов и обличий о чем-то спрашивали, что-то сообщали, просто заглядывали и обещали зайти попозже. А однажды в проеме возникла фигура страшноватого гиганта (может что и проснувшегося владельца татуированной спины), сипло сообщившего: «Вер, мы с Витькой бочонок капусты тебе заквасили и ближе к вечеру прикантуем». Вера выслушала сообщение благосклонно и объяснила, что все дети, выросшие на ее глазах в течение тех десятилетий, что прожила она в арбатском дворе, с нею дружат, а когда вырастают, то помогают, чем могут. И главное украшение комнаты, ампирные часы с изящной белой колонкой, с помойки притащили тоже они.
Конечно же, я предложила вывести собак на прогулку. Вера, скептически усмехнувшись, позволила прогулять изящную Аргунь. Прогулка потребовала от меня максимальных физических усилий. От ужаса мне показалось, что мощь и напор Аргуни равны нескольким лошадиным силам.
Только однажды пришлось мне побывать в Верином доме. Но несколько раз я видела, как Аргунь и Терзай стремительно влекли легконогую Веру то по заиндевевшему, то по весенне-тополиному Гоголевскому бульвару. Тонкая женщина с резким профилем, в берете, влекомая парой бело-розовых борзых, напоминала античного героя, несущегося на крылатой колеснице.
Через несколько лет после нашего к ней визита Веру выселили с Гоголевского бульвара в новый микрорайон Чертаново, улучшили ее жилищные условия. Постаревшая, больная, разлученная с друзьями и соседями, содержать собак она уже не могла. Аргунь и Терзая передала в чьи-то надежные руки, а сама она очень скоро умерла в своей однокомнатной квартире…»
Подробно о Вере Амелунг рассказывает Юлия Свинцова:
http://gazeta-licey.ru/blogs/juliasvintsova/4173-boginya-vera А теперь покажем всю эту небольшую книжку-раскладушку:
К сожалению, второй серии в архиве Веры Чаплиной нет.
Как выглядит книжка в целом можно посмотреть в этом видеорепортаже на точке 1 час 28 мин:
Click to view