Нет, не по поводу внезапного завершения праздников.
Они протестуют против засилья дедушек в освещении биографии Веры Чаплиной.
И надо признаться, бабушки совершенно правы - в этом легко убедиться, еще раз пересмотрев пост «Вера Чаплина-Кутырина-Михайлова»:
http://vchaplina-arhiv.livejournal.com/11486.html Уважаемые присяжные читатели нашего журнала!
Решительно поддерживая линию на реабилитацию незаслуженно забытых бабушек (которых, по данным архива, было четыре), мы начинаем удовлетворение их протеста с предъявления телеграммы поэта Льва Ошанина, которую он направил своей родственнице Вере Чаплиной 19 апреля 1968 года:
РГАЛИ фонд № 3460
Но какова же родственная связь? - спросите вы. - В телеграмме об этом ничего не сказано. И при чем тут бабушки?!
А вот причем:
Елизавета Кутырина, бабушка Веры Чаплиной по отцу, в девичестве была Ошаниной - отсюда и кровная связь писательницы с поэтом, правда, очень далекая: их родословные ветви сходятся лишь через 10 поколений, в XVI веке.
Елизавета Васильевна Кутырина (Ошанина) с сыновьями, 1888.
Слева от нас - пятилетний Вася, будущий отец Веры Чаплиной
Увы, ее муж, Михаил Кутырин, оказался очень увлекающимся дедушкой, и вскоре его сердце принадлежало уже другой избраннице, которая родила ему еще одного сына.
Михаил Дмитриевич предложил Елизавете Васильевне развод и девичью фамилию, но та отказалась, съехала на другую квартиру и вплоть до его смерти (1923) получала небольшое содержание. Так она прожила более 30 лет.
В 1923 году ей исполняется 63, и она решается сменить весьма дорогую Москву на более дешевую сельскую обстановку. Уезжает в те края, где когда-то служил ее отец, потомственный дворянин Василий Дмитриевич Ошанин - почетный смотритель уездного училища в Кинешме, к своей младшей сестре Вере. Они очень скромно живут в волостном селе, в 20 километрах от Волги, где, вероятно, до революции находилось имение их родственников или очень близких знакомых.
Летом 1925 года 17-летняя внучка Вера приезжает в деревню к бабушкам. В ее записной книжке - адрес Веры Васильевны Ошаниной (Костромская губерния, Кинешемский уезд, село Есиплево) и 25 страниц ежедневных наблюдений за птицами и зверями, которые она делает во время прогулок по местным лесам с хозяйской собакой Налетом:
РГАЛИ фонд № 3460
«…1-го июня. Ходила по лесу с Налетом, вдруг он остановился и как бы замер на месте, а затем рванулся вперед, послышался шум и из травы вылетело 2 тетерева, за которыми он и погнался…
…6-го июня. Была в лесу. «Налет» нашел белку и вспугнул 1-го тетерева, а через немного времени выгнал прямо на меня зайца, который увидев меня, шарахнулся в сторону и исчез в кустах…»
Потом бабушки Елизавета и Вера писали Вере письма:
РГАЛИ фонд № 3460
«Дорогая Верочка
Получила твое письмо, на которое и отвечаю. У нас здесь наступили осенние дни: льет дождь и нельзя взяться ни за какую работу; все встало; следовало бы заняться клубникой, делать новые гряды, но невозможная грязь. С большим трудом ходили в лес с козами, чтобы их накормить…
…Хорошо, что ты служишь в Зоологическом саду и имеешь возможность бесплатно поступить на Курсы естествознания, по крайней мере ты пополнишь свои знания, только ты не написала, сколько лет тебе придется пробыть на этих курсах. Пока, прощай, дорогая Верочка, крепко тебя и Валю [сестру Веры] целую; мой привет маме, Марии Андреевне [Осиповой, бабушке с материнской стороны - о ней пойдет речь ниже] и Владимиру Мих. [дедушке В.М.Чаплину]
Любящая тебя Е.Кутырина
19 7/9 25 г.»
«…И я пишу тебе, милая внучка, несколько строк. Сижу, как и летом за работой и никак не найду времени что-нибудь сшить для себя и сестры, видно надо ждать до зимы, когда работы будет меньше. У нас здесь осень и мы готовимся к зиме. Козы сильно убавили и Мара дает всего 5 стаканов, а Белла 8. Мару продам кажется соседке и есть ее мне не хочется, жаль. Мы все время ходим ночевать к Дуняше, а у нас много мух, которые не дают спать. Налета в Есиплеве уже нет, его отдали, а взяли щенка от Мильки. Милька продолжает сидеть у нашей калитки в чаянии получить что-нибудь от наших коз...
...У нас готовится на днях сельскохозяйственная выставка, жаль что у меня нечего выставлять. Будем вас всех ждать на будущее лето, а пока крепко тебя целую и желаю полного благополучия.
Твоя бабушка Вера»
Вера Васильевна Ошанина (07.01.1863-1930/31). Фрагмент фотографии с подругой
Фотография любезно предоставлена Владимиром Дмитриевичем Ошаниным, составителем «Родословия Ошаниных» (
http://www.oshanin.ru/index.htm)
На следующее лето Вера Чаплина еще раз побывала в Есиплево, а Елизавете Васильевне Кутыриной (Ошаниной), несмотря на все более грустные обстоятельства ее деревенского быта, посчастливилось дожить до тех лет, когда были опубликованы первые книги ее внучки:
«…Живу я с сестрой как отчужденные от всего мира, ничего ни от кого не слышишь, ни про родных, ни про знакомых, такая тоска безвыходная; летом проводишь день в работе, на воздухе, не замечаешь времени, хотя бывает хотя и тяжело, а теперь очень холодно, сидишь взаперти, мороз все время доходил до 30 у нас в хате по утрам бывает 6,7,8 град. тепла; начинаю топить и довожу до 20 и 21 град. тепла; к вечеру опять холодно…»
(из письма от 21.01.1927)
«…В понедельник ты будешь именинница, поздравляю тебя с днем твоего Ангела и сердечно желаю тебе здоровья, счастья и всех благ земных. Я слышала, что ты после родов плохо поправлялась; ну, а теперь, как твое здоровье? Как чувствует себя твой малыш? Я до сих пор, Вера, не знаю, как твоя фамилия по мужу. Когда подрастет твой сын сними его непременно и пришли мне его фотографию. Очень хотелось бы повидать, да такого счастья я и не дождусь должно быть никогда, или умру, или же ты не соберешься сюда с ним…
…Ну пока прощай, дорогая Верочка, крепко тебя и малыша целую. Твоя Е.Кутырина.
Теперь я уже прабабушка. Сестра шлет тебе сердечный привет»
(из письма от 26.09.1929)
«19 6/1 36 г.
Дорогая Верочка
Как приятно мне было получить от тебя весточку; письмо твое перечитывала несколько раз; я глубоко тронута тем, что ты меня помнишь…
…Жаль, что твоя львица [Кинули] заболела, вероятно в твое отсутствие ее чем-нибудь обкормили. Самое лучшее будет, если она только выздоровеет и ты отдашь ее в Зоопарк. Сколько ты получаешь жалованья в месяц, да и книжки твои, думаю, оплачиваются недурно. Откуда ты берешь матерьял, чтоб их составлять? Наверно пишешь про животных по собственному наблюдению. Ты много времени уделяешь на работу, береги свое здоровье…
…Очень хочется поддерживать с тобой переписку, но у нас здесь интересного нет ничего, так, какое-то застоявшееся гнилое болото. Чтения нет никакого, газет ни Известий ни Правды не разрешают выписывать частным лицам. Собралась бы ты как-нибудь на несколько деньков. До Кинешмы доехала бы на поезде, от Кинешмы до Наволок за 2 р. на почтовом автобусе, а от Наволок 8 верст; может как-нибудь устроится с погодой. Неужели я никогда с тобой не увижусь, это будет ужасно. Буду ждать твоей и Толиной карточки, а также пришли мне и книжку твоего сочинения…»
Две другие бабушки Веры Чаплиной, со стороны матери, принадлежали к дворянскому роду Осиповых. Их мать Пелагея Михайловна Осипова (1825-1892), похоронена на семейном участке Осиповых-Чаплиных-Михайловых Ваганьковского кладбища:
Ее дочь, Екатерина Андреевна Осипова, родившаяся 07.11.1860, в молодости была балериной Большого театра. Ее фотография конца 1870-х:
В 1886 г. она вышла замуж за Владимира Михайловича Чаплина и оставила сцену. Менее чем через год у нее рождается дочь Лидия (будущая мать Веры Чаплиной), затем сын Володя.
В.М.Чаплин вскоре стал известным ученым и вместе с архитектором В.Г.Залесским возглавил проектно-монтажную фирму, создавая системы отопления и вентиляции по всей стране. А вот Екатерина Андреевна, похоже, полностью растворилась в семейной жизни, чем, видимо, вызвала удивление и большое расположение матери Владимира Михайловича, которая называла ее лучшей из всех своих невесток.
Фотография Екатерины Андреевны, сделанная в начале 1900-х:
В архиве сохранилось лишь одно письмо, написанное Е.А.Чаплиной (Осиповой) 23 июля 1912 года в семейном имении Сосуново (под Ржевом) и посланное в Евпаторию, где в те дни отдыхала ее дочь Лидия Чаплина с детьми Васей, Верой и Валей:
РГАЛИ фонд № 3460
«23 июля 12 г. Сосуново
Дорогой мой Лидок!
Ты, я думаю, заждалась от нас письма. Время летит так быстро - не замечаешь, как пройдет неделя. 14 июля я с обеда ждала папу [В.М.Чаплина] до 11 часов ночи, легла с заботой, как же мне устроить именинный обед, когда ничего не было в запасе. Оказалось, что с паровиком почтового поезда случилось несчастье, пришлось его заменить новым, почему поезд опоздал на 2 ½ часа, лошадей угнали с другими и папа прождал лошадей 4 часа. Приехал к нам в 3 часа ночи. 15-го у нас был обед очень приличный - с крюшоном.
Пили за твое здоровье. 16-го ездили с утра в Рождествено наша семья и Сережа с женой. Пили там чай и закусывали, вернулись домой к 4-м часам. Вечером вся наша молодежь, Краморовы дети, Ломсаковы, Коля Толмачев и барышни Биненштам ездили тоже в Рождествено, где пробыли до 5 часов утра. Наш Володя устраивал пикник и сжег фейерверк, который ему привез папа. Вчера молодежь по приглашению Биненштам уехала к ним и до сих пор Володя еще не возвращался, хотя уже первый час. Погода эту неделю стояла очень хорошая, успели порядочно убрать сена…»
Е.А.Чаплина (Осипова) умерла в Гражданскую войну, и даже дата ее смерти нам не известна. Это произошло в то смутное время, когда ее дочь с детьми уехала из Москвы в далекий Ташкент, а сын, воспитанник петроградского Михайловского артиллерийского училища, как белый офицер был расстрелян большевиками «за антисоветскую агитацию» где-то на Урале.
Когда же в 1923 году Лидия Чаплина с детьми вернулась в Москву, в их доме, уже превращенном в коммунальную квартиру, жила сестра Екатерины Андреевны - Мария Андреевна Осипова, которую 15-летняя Вера Чаплина тоже называла бабушкой - четвертой по счету.
Надеясь завершить этот пост на жизнеутверждающей ноте, приведем донесение о Вериных питомцах, временно оставленных в Москве на попечение бабушки Марии Андреевны Осиповой - из ее письма, отправленного в деревню Есиплево 2 июля 1925 г. (как раз, когда внучка гостила у других своих бабушек, Ошаниных):
«…Погода у нас стоит очень хорошая, вчера была гроза, все промыла. Крысы здоровы, одна пока я спала, вылезла в окошечко, которое наверху, и упала через балкон разбилась, ее Н.Д. принесла теплою. Остальные поскучали, в особенности одна. Теперь когда я приду, они выбегают. Что касается котят, то как будешь пускать гулять? их сейчас утащат. На веревочку не привяжешь, значит в комнатах. Кроме этого, ради Бога, прошу не брать, и так много подохло. Поклон бабушке...»
Впрочем, факты последующей истории коммунальной квартиры № 3 дома 16 по Большой Дмитровке однозначно свидетельствуют, что внучка бабушкиным мольбам не вняла.
P.S. Любопытное дополнение и фото Елизаветы и Веры Ошаниных в Есиплеве опубликовано в 2017 году на сайте "Заволжцы.рф"
http://заволжцы.рф/index.php/dvoryanskie-usadby/589-vera-chaplina-oshaniny.