Рукопись № 423/483

Oct 31, 2013 15:54




Сегодня мы впервые публикуем фрагменты рукописи, которая, почти превратившись в книгу, еще хранит следы правок, причем, не только авторских.
Издание очень редкое, нет его и в архиве Веры Чаплиной, лишь каталог РГБ дает о нем краткие сведения:
«Первое знакомство с животными»
Альбом с рисунками А.Н.Комарова: 50 листов в папке (размер листа 35 см)
+ Приложение: «Очерки о животных» Г.Скребицкого и В.Чаплиной, с рисунками А.Н.Комарова в тексте (51 лист).
Москва, Полиграфическая ф-ка Москворецкого райпромтреста, 1949

Тем интереснее открыть эту папку, в которой хранятся два варианта рукописи «Очерков о животных», отпечатанных типографским способом и включающих не только текст, но и рисунки А.Н.Комарова.
Кроме того, на листах одного из вариантов есть подлинные пометки и замечания двух научных консультантов - профессоров П.А.Мантейфеля и Н.Н.Плавильщикова.
Вот на каком профессиональном уровне готовились когда-то издания для самых маленьких!..

Первый вариант состоит из 48 отдельных листов, отпечатанных еще до передачи консультантам.
Титульный лист:




надпись на обороте:




В основном мы покажем листы из этого варианта, с которым работали П.А.Мантейфель и Н.Н.Плавильщиков.

Второй вариант состоит из 50 прошитых листов (в окончательном издании - 51), он отчасти уже учитывает высказанные замечания, но также хранит следы продолжающейся работы: прежде всего, вклейки с дополнительными кусками текста.
На титуле уже проставлены фамилии консультантов:




(для укрупнения картинки большинство сканов мы обрезали по краям)

Итак, начнем…
3-й лист первого варианта:




Простым карандашом с рукописью работал Николай Николаевич Плавильщиков, красным - Петр Александрович Мантейфель.

Этот же лист из второго варианта:




Почерк правок не Веры Чаплиной, а скорее всего, Георгия Скребицкого.

6-й и 7-й листы первого варианта…







…и 7-й лист из второго варианта:




Далее - листы из первого варианта:




Рисунки Алексея Никаноровича Комарова, даже в черновом полиграфическом исполнении просто великолепны!
Они выразительны и просты, но предельно точны в передаче внешнего облика и какой-то особенности характера каждого вида животного.































Возник у П.А.Мантейфеля и вопрос к рисунку аиста:










Г.Скребицкий и В.Чаплина согласились с П.А.Мантейфелем и во втором варианте лягушку в ил зимовать не отправили (как им предлагал другой оппонент), а А.Н.Комаров добавил рисунок окуня:







Здесь же авторы не согласились с замечанием Мантейфеля.
Он, безусловно, прав, гадюка и в степях водится.
Но, вероятно, в данном конкретном случае Скребицкий и Чаплина решили придерживаться «местной специфики»: выпускает альбом фабрика Москворецкого райпромтреста - для маленьких жителей Москвы, где степей и близко нет.
А вот в Подмосковье леса и гадюки в них очень даже встречаются. И не стоит распылять внимание детей на то, что гадюка есть где-то там в каких-то степях… Пусть сперва твердо усвоят, что гадюка в лесах водится!

И последний лист второго варианта:




P.S. Первый вариант рукописи, с пометками Мантейфеля и Плавильщикова, мы передали в Дарвиновский музей, второй - в Омскую детскую библиотеку имени Веры Чаплиной

И в дополнение к этому посту - портрет Алексея Никаноровича Комарова работы фотографа и кинооператора Анатолия Анжанова (кадр из кинофильма «Из кинодокументов Дарвиновского музея». 1950-е):



.

`Комаров А.Н., Дарвиновский музей, `Плавильщиков Н.Н., `Мантейфель П.А., библиотека имени Веры Чаплиной, `Скребицкий Г.А., рукописи

Previous post Next post
Up