Во второй телефонной книжке Веры Чаплиной (конца 1930-х) мы пропустили вот эту ничего нам не говорящую запись:
РГАЛИ фонд № 3460
Но еще один фрагмент аудиозаписи Веры Васильевны неожиданно расшифровал нам имя этого совершенно замечательного человека:
Фабио Фарих
Click to view
33 секунда: ...Фарих - это был знаменитый летчик такой...
(ириски явно отвлекали Веру Васильевну от разговора: напоминаем, она и не подозревала, что ее записывают)
Фарих Фабио Брунович (1896-1985) - летчик, участник многих арктических и высокоширотных экспедиций, первым совершивший перелет вдоль трассы Северного морского пути в зимнее время.
Его отец Бруно Васильевич Фарих (1867-1939) - автогонщик, один из зачинателей российского автомобилизма, вел свое происхождение от прибалтийских немцев, мать Жанетта Ивановна Фарих (1869-1956, урожденная Гарднер) была родом из Англии.
В 1918 году Фабио Фарих ушел добровольцем в Красную Армию, в конце 1921 года демобилизовался. В 1923 году поступил механиком в гражданский воздушный флот и в течение пяти лет работал на среднеазиатских воздушных трассах. В 1928 году окончил Московскую школу бортмехаников и перевелся на север. В экипаже опытного полярного пилота Маврикия Слепнева Фарих осваивал первую полярную воздушную линию Иркутск-Якутск.
В конце 1929 года на Чукотке пропали без вести американские летчики Эйельсон и Борланд, и американское правительство обратилось к правительству СССР с просьбой организовать их поиски. Выполнение этого задания было поручено летчику Слепневу и бортмеханику Фариху. Весной 1930 года им удалось обследовать предполагаемое место гибели самолета, найти его обломки и тела пилотов. По просьбе американцев Слепнев и Фарих привезли останки погибших летчиков на Аляску.
В 1930 году Фабио Брунович, окончив Московскую школу Гражданского воздушного флота, получил право водить машину самостоятельно. Зимой 1931 года пилоту было поручено провести изыскания новой воздушной трассы в Заполярье. На маленьком самолете «У-2» он впервые пролетел от Красноярска до Дудинки, преодолев за 35 летных часов 4392 км. В феврале 1932 года летчик Фарих открыл на самолете К-5 воздушную трассу Москва-Архангельск-Усть-Цильма. Полеты проходили в сложнейших условиях, в условиях полярной ночи, без карт и навигационного обеспечения.
В 1932 году Фарих получил задание вылететь на остров Вайгач и привезти в Москву начальника экспедиции ОГПУ Федора Эйхманса. На другой день после вылета из Москвы самолет был уже в Усть-Цыльме. До Вайгача оставалось всего 800 км, но преодолеть их оказалось чрезвычайно сложно. Густой туман и пурга вынудили экипаж совершить посадку в тундре. Лишь спустя девять дней, когда занесенный снегом самолет разыскали спасатели, Фарих с их помощью смог запустить мотор и продолжить путь. Еще одну вынужденную посадку пришлось совершить, прежде чем самолет 2 мая достиг острова Вайгач. На обратном пути 6 мая произошла авария двигателя, Фарих сумел посадить самолет на лед, но при посадке одна из лыж провалилась в промоину. Летчикам пришлось два месяца на небольшом острове ожидать прихода судна. За этот перелет в сложнейших условиях Фарих был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В феврале-июне 1937 года Фарих на самолете «СССР Н-120» совершил трансарктический перелет по маршруту Москва -Уэллен - Москва. На борту самолета, кроме пилота, находилось еще 7 человек: второй пилот Пацынко, штурман Штепенко, бортмеханики Чагин и Демидов, помощник начальника политотдела Главсевморпути Басс, оператор Союзкинохроники Ефимов и корреспондент «Правды» Шаров. Продолжительность полета составила 145 летных часов, за это время был проделан путь в 24 000 километров. Впервые самолет пролетел вдоль трассы Северного морского пути в тяжелых зимних условиях, во время полярной ночи. За этот перелет Фабио Фарих был награжден орденом Ленина.
В ноябре 1939 года в начале советско-финской войны майор Фарих был призван в ряды ВВС, был инструктором молодых пилотов. На бомбардировщике ТБ-3 совершил двадцать боевых вылетов на тылы финской армии. Во время Великой Отечественной войны был подполковником, совершил восемнадцать боевых вылетов в глубокий тыл немецкой армии, испытывал новые типы самолетов. В 1944 году он был награжден орденом Отечественной войны 2-й степени.
В послевоенные годы продолжил работу на воздушных трассах Арктики.
1 июля 1948 года он был арестован и осужден на 25 лет исправительно-трудовых лагерей. Лишь 26 июля 1956 года Фабио Фарих был освобожден, полностью реабилитирован и восстановлен на летной работе.
В 1957 году ушел из воздушного флота по состоянию здоровья. С 1962 по 1975 год Фарих работал нормировщиком, а затем сторожем на заводе «Красный металлист». Умер в Москве 2 июня 1985 года, похоронен на Новодевичьем кладбище.
Несколько материалов кинохроники 1930-х о Фабио Фарихе, показывающие этого очень обаятельного, артистического и не по-советски раскрепощенного человека:
Click to view
Кому недосуг смотреть все 15 минут - настоятельно рекомендуем эпизод в самом начале, снятый Романом Карменом перед полетом на остров Вайгач, с 57 секунды до 1 мин. 42 сек. - это просто блеск!
Кстати говоря, в «Питомцах зоопарка» есть рассказ «Вайгач» - о красном волке, пойманном на острове Вайгач (у Карских ворот) и привезенном в Московский зоопарк одним из летчиков-полярников. Правда, при ближайшем рассмотрении волк оказался помесью с собакой. Но вот летчиком, привезшим с острова Вайгач в Москву «красного волка», скорее всего, был Фабио Фарих - недаром его телефон был записан в книжке Веры Чаплиной.
.