Сегодняшний пост продолжает цикл наших обзоров о наиболее значимых авторских сборниках Веры Чаплиной:
- «Питомцы зоопарка»:
https://vchaplina-arhiv.livejournal.com/23083.html - «В Беловежской пуще»:
https://vchaplina-arhiv.livejournal.com/60698.html - «Друг чабана»:
https://vchaplina-arhiv.livejournal.com/140025.html «В 1976 году, после долгого перерыва, выходит сборник с новыми рассказами Веры Чаплиной - “Случайные встречи”. К тому времени многим уже казалось, что писательница излишне отдается домашним и дачным заботам, погружается в рутину обыденности. Возможно, так оно и было. Но Вера Чаплина привыкла быть лидером - и в своей семье она всегда сама несла основной груз ответственности. А вот обыденность вряд ли обременяла ее, потому что с детства она имела счастливый талант в самых обыкновенных обстоятельствах и ситуациях обращать внимание на что-то очень интересное для себя и неожиданное для других.
С возрастом этот талант не только позволил писательнице находить новые сюжеты для творчества, но и в какой-то мере преобразил его характер. На смену крупным планам и ярким краскам, создававшим приподнятые по настроению, а порой и драматические портреты четвероногих героев, приходят образы вроде бы меньшего масштаба. Но теперь они возникают как будто из собственной жизни читателя. Кажется, что Вера Чаплина уже не столько рассказывает какие-то истории, сколько просто помогает заметить и разглядеть наших не всегда приметных четвероногих и крылатых соседей. И как становится увлекательным и забавным следить за проказами прожорливого семейства воробушка Пика! Как захватывают перемены в жизни дворняги Мухтара - как будто они происходят с нашим собственным участием. Даже с виду малосимпатичная жаба оказывается занятной и узнаваемой Хромкой. И вот уже мир рассказа в чем-то меняет реальную жизнь читателя - ему теперь легче стать чуть наблюдательнее, немного добрее. И, быть может, не только к зверям, но и к людям.
Эти новые черты творчества Чаплиной, впервые проступившие еще в сборнике “Друг чабана” (1961), полностью раскрылись в новом цикле рассказов “Случайные встречи”. Многие из них - “Забавный медвежонок”, “Испорченный отпуск”, “Пуська”, “Как хорошо!” - полны комических ситуаций, которые порой случаются с нами при более близком знакомстве с “очаровательными” зверятами. То, что вытворяют при этом зверята, может легко вывести из себя даже очень спокойного человека, и Вера Чаплина остроумно, но без насмешки рассказывает об этом. Видно, что писательница и сама не раз попадала в подобные ситуации и что люди, которых она показывает растерянными и рассерженными, несмотря ни на что способны сохранить к своим маленьким “мучителям” доброе, человеческое отношение».
(из книги «Вера Чаплина. Жизнь и творчество»)
Сборник из 15 рассказов; издательство «Детская литература», объем - 112 стр. (7 печ. л.),
тираж - 100 000 экз. Отв. редактор - Стана Орлеанская; оформление - Наталия Мищенко, фотоиллюстрации - А.Анжанов, Н.Зимин, Б.Машков, Д.Пупавкин, А.Рожков, М.Штейнбах.
Книга сдана в набор 24.03.1976, подписана к печати 06.08.1976.
Издательский договор заключен перед подписанием к печати подготовленной и одобренной рукописи:
1 стр. договора (РГАЛИ, ф. 3460)
К замыслу этой книги писательница подошла на рубеже 1960-х - 1970-х годов.
Первый вариант компоновки нового сборника из ее рабочей тетради 1969-1970 годов...
...и более развернутый, на обложке тетради для рисования (в таких же тетрадях Марины делала свои зарисовки Л.В.Чаплина в августе 1969 г., во время своего приезда в Москву):
«Золотая березка» и «Волшебный родничок» так и остались неопубликованными.
«Прудик в тазу» в печати не публиковался, но читался на радио под названием «Наш прудик» в 1967 г.
Рассказ «Непослушный лисенок», позднее получивший название «Фокус-мокус», не был напечатан, но Чаплина его частично использовала в тексте для книжки-картинки «Как лиса в лесу живет» (1989). А самое раннее название этого рассказа позднее дало имя всему сборнику:
(из рабочей тетради Чаплиной 1969-1970 годов)
Название сборника закрепилось не позднее марта 1973 года:
(из рабочей тетради 1972-1973 годов; на следующих страницах после этого списка идут дневниковые записи от 01-10.04.1973)
Компоновка сборника давалась Чаплиной трудно, о чем свидетельствуют и другие списки 1973-1975 годов (и это далеко не все варианты). Видно, что «Случайные встречи» - не просто имя очередного сборника, а название более широкого цикла рассказов:
В окончательный состав сборника 1976 года вошло 15 рассказов из вдвое большего цикла.
«Случайные встречи» открываются авторским предисловием:
1.
История о мальчике Славе и его друзьях - птицах, которых он не оставил в беде.
(прототипом Славы была Марина, внучка писательницы)
Окончательная версия рассказа; ранняя редакция - в сборнике «Круглый год» (1970, с. 72-73):
Рис. Андрея Келейникова
Этот и все последующие рассказы сборника неоднократно переизданы, переведены на немецкий и молдавский языки.
Иллюстрация Эрдмута Элшлагера из берлинского сборника Веры Чаплиной «Die Igel in der Hundehutte» («Ёж в собачьей конуре», 1980)
2.
В одном загородном доме жили мама, папа и мальчик. И совершенно случайно к ним попала белочка Пуська, баловница и хлопотунья. А папа давно мечтал завести охотничью собаку...
Что же началось, когда в доме поселилась лайка Витим?
Переиздание: впервые в сборнике Чаплиной «Орлик» (1959).
3.
Люди бывают разные, и хороших, конечно же, больше. Но дворняге Мухтару не повезло. Верно он служил своим хозяевам, но те не стоили его преданности: бросив собаку на даче, они уехали в город. Исхудавший Мухтар долго охранял пустой дом, а потом пошел искать своих хозяев...
Первая и окончательная редакция; один из серии 9 «дачных» рассказов Чаплиной.
Все персонажи реальны и названы своими именами:
- Мухтар жил у Веры Васильевны на даче с конца 1967 и в 1968 году
- Катя и Оля, дочери Марии Ивановны, постоянно проживали в одном из домов на территории бывшей дачи генерала-полковника И.В.Смородинова - у Бутаковского залива (муж Марии Ивановны, Николай Петрович Гевяк, был денщиком генерала, и тот отрезал ему кусок своей дачи)
- Виктор Иванович, его сын Коля и «подружка Марины Таня» (Китаева) - жили в 2-хэтажном доме работников прокуратуры, у самого съезда с ул. Свободы на МКАД (этот дом снесли во второй половине 1970-х)
- Сережа Гаврилов - сын Елены Алексеевны Гавриловой, многолетнего редактора Веры Васильевны на радио
- Федор Васильевич (Комолов), сосед прямо напротив участка Чаплиной (он же персонаж рассказа «Ежиное семейство»).
Иллюстрация Натальи Романив из кишиневского сборника Веры Чаплиной «Пуюл де елан» («Малыш», на молдавском языке, 1985)
4.
История о граче, которому один человек просто так подбил крыло, а другой - спас, подкармливая всю зиму.
Окончательная версия рассказа; ранняя редакция - в сборнике «Круглый год» (1972, с.386-388):
Рис. В.Комарова
В черновиках - «Раненный грач»; один из серии 9 «дачных» рассказов Чаплиной.
5.
Рассказ о маленькой птичке, которая не умела и не хотела жить в неволе.
Окончательная версия рассказа; ранняя редакция - в сборнике «Круглый год» (1968, с.67-69, рис. В.Миронов). Один из серии 9 «дачных» рассказов Чаплиной.
Рис. Эрдмута Элшлагера (1980)
6.
На террасе дачи поселилась воробьиная семья, и скоро появились у них птенцы. С такими соседями никогда не будет скучно. Ведь так интересно наблюдать, как родители учат птенцов уму-разуму!
Первая и окончательная редакция еще одного из 9 «дачных» рассказов Чаплиной.
06.05.1974 читался по радио.
7.
В издательство привезли живой подарок: маленького медвежонка. Он был такой чудесный - просто плюшевая игрушка. Его все угощали, все ему были рады... А когда он очутился на даче одной сотрудницы, вся ее семья поняла, что такое маленький медвежий ребенок, который просто не знал, что можно делать и что нельзя.
Первая и окончательная редакция; в черновиках - «”Милый” зверек», «Забавный малыш».
Рис. Эрдмута Элшлагера (1980)
8.
Рассказ о птичьей жизни, полной забот и волнений: ведь их птенцы так беззащитны перед любой опасностью...
Первая и окончательная редакция одного из серии 9 «дачных» рассказов Чаплиной.
София Петровна (Фомина) - компаньонка Веры Васильевны в 1970-х годах, часто жившая с ней дома и на даче, женщина с очень трудным характером, но страстно любящая животных и птиц. Чаплина знала ее еще до войны, по Кружку юных биологов зоопарка.
(из рабочей тетради 1972-1973 годов)
9.
Мало кто готов принять такой подарок - двадцать цыплят, да еще зимой. И все же маленькие желтые комочки остались жить в квартире. С цыплятами было очень много хлопот: напоить, покормить, убрать... А когда сорванцам удавалось удрать из отгороженной для них части комнаты - это был кошмар!
Первая и окончательная редакция еще одного из 9 «дачных» рассказов Чаплиной (в черновиках - «Неизвестный певец»).
Рис. Игоря Глазова (1989)
Все персонажи реальны и названы своими именами:
- Люда (Михайлова), дочь писательницы, в начале 1968 года несколько месяцев работала на журналистской практике в орнитологической секции Московского зоопарка и, действительно, однажды принесла домой живых цыплят, которых не ел, а лишь методично убивал один из грифов - она их у него отобрала.
Любовь Ивановна с цыплятами. Рис. Эрдмута Элшлагера (1980)
- соседка Любовь Ивановна, из квартиры напротив (в ЖСК «Советский писатель»), жена поэта-песенника Антона Ильича Ходакова-Пришельца. Отзвук этой истории хранит памятная надпись в подаренном авторском сборнике «Полынья. Стихи и песни»: «Дорогой соседке моей, птичнице из нашего литературного колхоза - Вере Васильевне Чаплиной - на добрую и долгую, до самого Ваганьково, дружбу. Антон Пришелец. 1 февраля 1969 г. Москва, Аэропорт».
- баба Ганя - мать Марии Ивановны Гевяк (см. выше)
- подружка Марины Маша - жила в одном из домов бывшей дачи генерала Смородинова; впоследствии Мария Сергеевна Остапенко закончила ГИТИС и стала актрисой.
10.
О собаке Бобике, смешном задире, который взялся опекать на свой «собачий лад» молодую квартирантку, приехавшую на юг в отпуск. И никакие хитрости, никакие уловки не помогали ей избавиться от настойчивого лохматого провожатого, имеющего свой взгляд на отдых...
Первая и окончательная редакция.
Бобик - это собака из довоенного времени, из Гагр, где в середине 1930-х жила Л.В.Чаплина
11.
Этот рассказ о совсем обыкновенной серой жабе. Вы узнаете, сколько от нее пользы, и какая она на самом деле симпатичная, несмотря на свои выпученные глаза и бородавки.
Окончательная версия рассказа; ранняя редакция - в сборнике «Круглый год» (1968, с.71-72), в 1967 г. читался по радио. В черновиках: «Наш друг - жаба», «Хромая жаба», «Пучеглазка».
Один из серии 9 «дачных» рассказов Чаплиной.
Первые наброски к рассказу о Хромке:
(из рабочей тетради Чаплиной 1965-1966 гг.; РГАЛИ, ф. 3460)
12.
Жесткую конкуренцию в борьбе за урожай грецких орехов составили хитрым ташкентским воронам десятилетняя Вера Чаплина со своими узбекскими друзьями и собакой Тузиком. О том, кто же победил в бескомпромиссной борьбе, вы узнаете в конце этого озорного рассказа.
Первая и окончательная редакция.
Эти реальные события произошли в 1918 или 1919 году. 10-летняя Вера спасла щенка Тузика, вытащив его, брошенного кем-то в выгребную яму, - это был один из ее первых питомцев. Свои наблюдения за черными ташкентскими воронами Вера Чаплина записала еще в середине 1920-х годов, для сообщения в Кружке юных биологов зоопарка. В конце 1950-х рассказ «Хитрые вороны» готовился в сборник «Друг чабана», но не вошел в ту книгу. В общей сложности над сюжетом этой ташкентской истории писательница работала около 40 лет.
Рис. Эрдмута Элшлагера (1980)
13.
Мало того, что нахальная ежиха повадилась по ночам есть из миски собаки Альмы, она выжила ее из собственной конуры.
Первая и окончательная редакция. В черновиках - «Колючая гостья»; один из серии 9 «дачных» рассказов Чаплиной.
Все персонажи реальные: Федор Васильевич (Комолов), ближайший дачный сосед Веры Васильевны (он же фигурирует в рассказе «Мухтар»), его вторая жена Анна Васильевна, внук Андрюша и их дворняга Альма.
Комолов завел Альму в 1970 году, и почти одновременно у Чаплиной на даче появился метис чау-чау Пушок. После первой же зимовки на садовом участке Пушок стал отцом щенков Альмы. Их родилось очень много, и Федор Васильевич имел неосторожность при Альме кому-то сказать, что придется часть из них утопить. В этот же день умная собака унесла всех щенков в недоступное для хозяина место, под дом, а когда у них открылись глаза, топить было уже поздно - и Федор Васильевич был вынужден их всех пристраивать. Вере Васильевне очень нравились упитанные щенки Пушка и Альмы, она называла их «маленькими сковородками».
Как это иногда случалось в рассказах Чаплиной, она передала Альме завязку истории, произошедшей с Пушком, - об этом свидетельствует сохранившаяся запись в рабочей тетради Веры Васильевны начала 1970-х:
14.
История об удивительной дружбе охотничьей собаки Дагона и дикого лисенка, которого нашли в лесу. А необычна эта дружба тем, что Дагон - лучший гончак в округе и, если уж возьмет след лисы, то ей не уйти...
Переиздание: журнальная версия - 1952, «Мурзилка» № 2; книжная публикация - в сборнике «Орлик» (1954).
15.
Рассказ о том, как смелый и сообразительный воробушек Пик решил проблему кормления своих птенцов и как ухитрился поделить с собакой Джальмой свои родительские обязанности по их охране, а также о других подробностях хлопотной воробьиной жизни.
Переиздание. Впервые в сборнике «Друг чабана» (1961); в черновиках - «Серый воробушек Пик» и «Воробушек Пик». Первый из серии 9 «дачных» рассказов Веры Чаплиной, в котором описаны реальные события из жизни семьи писательницы на садовом участке в Ново-Бутаково рядом с Химкинским водохранилищем. В этой истории тоже описаны реальные лица: «тетя Паша» - это домработница Паша Ведяпина, а «наша охотничья собака Джальма» - спаниэль Георгия Скребицкого, соавтора Чаплиной, летом часто жившая у нее на даче.
В 1978 году, к 70-летию Веры Чаплиной, «Случайные встречи» были переизданы в том же иллюстративном оформлении, но в немного более расширенном составе и с предисловием писателя-натуралиста Юрия Дмитриева. Сборник получил название по добавленному рассказу «Малыш», и в его состав вошли также «Друг чабана», «Тюлешка», «Винтик-крысолов» (всего 19 рассказов):
В 1990 году, когда в «Детской литературе» еще планировалось к изданию двухтомное «Избранное» Чаплиной, в первый, зоопарковский ряд, вошло 40 рассказов. Второй ряд составили 33 рассказа цикла «Случайные встречи»:
Наш давний друг, омский библиотекарь Елена Монахова, очень емко, буквально в нескольких словах определила стиль этого второго ряда рассказов Веры Чаплиной:
«...И главное, кажется, что о таких случайных встречах мог бы написать почти каждый, но нет, не так, - не хватает слов и таланта их соединять мыслью, точным наблюдением, как это умела Вера Васильевна».
.