vch

Serial Addict #54 - Школа

Aug 23, 2010 09:00


Mirrored from Вестник ZOMG.

Поговорить о сериале «по горячим следам» не вышло - зато вышло предъявить всем сомневающимся важнейший аргумент в пользу американской, «вертикальной» системы телевещания. Четыре дня в неделю выделять одно и то же вечернее время на сериал может только человек, никак не вовлеченный ни в какой вид социальной активности, чего нельзя сказать о режиме «один вечер за семидневку». За «Школой» банально не успевали, спасаясь торрентами, но и это могло не помочь, пропусти ты хоть одну неделю. Но теперь страсти поутихли, сериал закончился раз и навсегда, и можно разобраться, в чем там было дело. Сразу можно заметить, что менее интересной (в широком смысле слова) «Школа» спустя месяцы после финала не становится.



Итак, если вкратце: в январе 2010 года, практически без объявления войны только-только вышедшим с каникул россиянам, Первый канал жахнул в самый что ни на есть прайм-тайм довольно жестокий и откровенный мокьюментари-сериал. Шел он без титров, так что вся слава направлялась режиссеру Валерии Гай-Германике, хотя в работе принимали участие сценаристы «Новой драмы» да и большие боссы Первого явно не только со стороны наблюдали. «Школа» выглядела, как многосерийный вариант скандального фильма «Все умрут, а я останусь» и была призвана притянуть к телевизору контингент, от него отказавшийся. Получилось даже слишком хорошо - в начале показа проект вызвал такой резонанс, что по его поводу высказывалось высшее светское и религиозное руководство страны. По поводу «Школы» вообще постарались высказаться почти все, и нападок на сериал, пожалуй, было больше, чем речей в защиту. В чем же упрекали лучшую провокацию монстра с головой Эрнста и голосом Неклюдова?


Прежде всего в глаза бросалась манера съемки, резко контрастировавшая с тем, что привык видеть отечественный зритель. Невдомек было зрителю, что так было снято специально, и что если кружилась у зрителя голова от такой стилизации, то это, скорее, проблема с его вестибулярным аппаратом. Между прочим, американские сериалы, снятые, как подражание документалистам, в новом сезоне может и не получиться посчитать пальцами одной руки, и что-то там никто не жалуется, а напротив, The Office уже который год на «Эмми» выдвигают. Впрочем, наш зритель не так привык к реалити-шоу (имеются в виду, конечно, не «Дом-2″, а тематические вещи вроде Cops) и документальным проектам, поэтому можно отнестись снисходительно. Ну не понимает наш человек, где художественный прием, а где дешевка, ну смотрит он русские сериалы про следователей, относящиеся ко второй категории, и не подозревает о том, ну простим. Конечно, те, кто соскочили в начале, не могли знать, что по ходу съемки бригада значительно улучшит свои мощности и к концу сериала аргумент «я тоже так мог бы снять» посмел бы озвучить лишь законченный болван. О чем вообще можно спорить, если эпическая серия под номером 66 снята одним планом, без единой склейки? «Так» разве кто-то может (это, кстати, не единственный случай, к концу операторы выдавали и другие сложные проходы без монтажа)? А эти квартиры, в которых все абсолютно так, как и в жизни? А мрачные улицы, на которых живут персонажи? А то, что оператор специально скачет с плана на план, выхватывая неважные для сюжета, но важные для атмосферы детали - это тоже от неумения? Ну уж нет, этот довод мы с негодованием объявим несостоятельным.


Следующим пунктом обвинения становилась игра актеров. Свято уверенные в том, что девятиклассников играют девятиклассники, новоявленные специалисты по театральному делу считали, видимо, что выводок дебилоидов попросту взяли из той же школы, в которой сериал снимали. Я бы на себя брать такую ответственность не стал: ни одного из актеров, включая и взрослых, я раньше нигде не видел (ну и давайте пока взрослых оставим за скобками). Значит, можно считать, что это у них дебюты. Значит, мы с вами не знаем, какое у них амплуа и что они еще умеют. Учитывая особенности российской телеиндустрии, у нас есть все шансы этого не узнать. Актеры, вообще-то, соответствующие ВУЗы если не закончили, то уже заканчивают, но и это, в общем, неважно. Важно, что раз хулители не считают ребят актерами, значит, ребята победили. Потому что, их действительно отождествили с персонажами. Потому что, обвинение уверено, что вот такие они и есть на самом деле. Поэтому обвинение привело лучший довод в защиту актеров. Взрослые тоже не подкачали: неужели в этих типажах никто не увидел кого-то знакомого? В бабушке Ани и маме Ильи, нездорово повернутых на православии? В интеллигентном и демократичном Дятлове-старшем, родителе, про которого в реальной жизни можно было бы говорить «у тебя предок - молоток»? В Харитоновой, которая совершенно ужасно жует эти свои печенья и у которой есть даже своя, простите, catchphrase? В вечно сплетничающей секретарше и в утонченной маме Шишковой? В «своем в доску» историке, наконец, чью близость к себе ученики, как это часто бывает и в реальной жизни, не оценивают? Ни в ком? Ой ли?


И вот же он, за поворотом, главный тезис антифанатов «Школы», вытекающий из абзаца предыдущего: ТАК В ЖИЗНИ НЕ БЫВАЕТ. Это довод такой силы, что супротив него часто руки опускаются: ну, допустим, разумного черного дыма, космических ковбоев, сексапильных вампиров и Шелдона Купера в жизни тоже не бывает. И что теперь, не смотреть про них? Хорошо, это передергивание было. Итак, не ведут себя в жизни люди таким образом, не говорят, и вообще краски сгущены? Тут уж не переубедишь, конечно, поэтому прибегнем к сходной артиллерии аргументов. Автор этих строк учился в, гм, частной школе, поэтому что «Все умрут, а я останусь», что «Школа» могли мной восприниматься, как научная фантастика. Однако, автор знает, что своим опытом познание мира ограничивать не стоит, поэтому обратился к другим источникам. Уважаемые и любимые автором этих строк люди, выросшие в приятных, интеллигентных и успешных членов общества, после знакомства с трудами Валерии осторожно замечали, что у них в детстве было так же, если не похуже. Одна моя знакомая, увидев «Школу», отказалась ее смотреть по той лишь причине, что слышит такие же диалоги каждый день в общественном транспорте. Кое-кто оцифровал видеоролики из школьной поры, на которых явно творилось нечто похожее - ссылаться можно бесконечно. Может быть, порой не совсем верно была адаптирована для экрана речь подростков. Может? Может. Но более точного портрета отечественной действительности, чем в эпизодах про поездку школьников в Суздаль, большего эффекта узнавания реальной жизненной ситуации, я не припомню. Все эти мерзкие тетки, гопники, проверяющие из министерства, косноязычные эмо - все передано крайне точно. Лично мне не очень реалистичной показалась лишь риторика футбольных фанатов в конце сериала, а вот нацисты вышли вполне похоже. Наверное, оппоненты, всего этого не узнавшие, просто живут в какой-то другой стране: грешно не признаться, что я им завидую.


«Школа» позволяла себе многое; так же, наверное, как и «Чучело» задолго до нее. На Первом канале впервые говорили абсолютно непечатные слова, в первый (и, похоже, последний раз) признали и продемонстрировали болезненную этническую ситуацию в столице, четко расписали истинные интересы и опыты ваших, дорогие родители, ангелочков и зайчаточек. Родители, очевидно, были к этому не готовы. Коррупция, бытовой нацизм, тотальное непонимание отцов и детей, интриги в рабочем коллективе, озабоченность детей сексом: «Школа» безжалостно показала все то, о чем, по мнению людей старой закалки, с экрана говорить не принято. Ведь  так проще делать вид, что проблемы нет. «Школа» - абсолютная оппозиция традиционному эскапизму, который проповедует вся эта культура западных сериалов, которую воспевает Serial Addict (и, пожалуй, вся культура, которой посвящен «ЗОМГ», тоже). Значит ли это, что правдивое произведение автоматически становится плохим? Нет, и с этим несколько странно спорить. По «Школе» можно будет через лет пятнадцать, извините за тавтологию, школьников учить истинному быту нашего десятилетия; характерно, что по архивным выпускам новостей этого сделать будет нельзя.


Здесь до сих пор ничего не сказано ничего о сюжете и замысле сериала. Замысел легко раскрывается в последних ударных сериях, где прозревшие учителя и дети после некоторого шокирующего события (давайте, кстати, в комментариях не будем спойлить главный твист «Школы») по очереди озвучивают довольно нехитрые моральные постулаты. Но штука с моральными постулатами в том, что они вообще все нехитрые. А осознать, что они работают и имеют смысл, взять их на вооружение и сделать лекалами своей будущей жизни, можно только благодаря своему опыту, своим ошибкам. И иногда, как и в случае 9 «А» - дорогой ценой. Можно, конечно, послушаться старших… Но давайте отвлечемся от научной фантастики (к тому же, выводы в «Школе» должны были делать не только дети). История вертится, главным образом, вокруг эдакого героя нашего времени Ильи Епифанова, новенького в довольно унылой столичной государственной школе и обреченной на домашнее обучение Ане Носовой. Оба они радикально отличаются от сверстников, по разным причинам, и оба некоторым образом способны влиять на мир вокруг себя. В «Школе» сияют не только они: по всем актуальным правилам, главных героев в сериале довольно много и все они раскрываются, и все они интересные, и за некоторых, в итоге, переживаешь порой больше, чем за «звезд». Но Илья и Аня все же, в центре этой мрачной вселенной. В которой еще есть обвинения в педофилии, музыка радикальной группы «ПТВП», последствия первого секса и первой бутылки, опыт первой вечеринки без родителей, и, конечно, неуверенность в будущем. Которое, быть может, будет хорошим, но до него ведь надо дожить, а завтра опять первым уроком литература. И смотреть «Школу» порой было - и из-за этой неуверенности тоже - сложно и неприятно. Но остановиться было нельзя; так часто бывает, когда видишь правду. И всем, на чьи нападках был построен этот текст, хочется ответить простыми словами Валентины Харитоновны - ну ты не умничай! Ну не умничай!


Сериал выходил в 2010 году и насчитывает в себе 69 эпизодов по 25 минут. Несколько странно издан на DVD - есть 10 дисков с четырьмя сериями на каждом за 100 рублей, но там только до 40 эпизода. Ожидается издание, в котором за 300 с лишним рублей предлагаются все 69 серий на четырех дисках (об уровне качества не хочется и думать). Посмотреть целиком можно на официальном сайте, где любезно предоставлены спойлерные описания серий. В такой ситуации торрент-трекеры оказываются разумной альтернативой, но после завершения показа сериала, правообладатели начали там активную деятельность; «Школу» можно найти, но придется проявить смекалку.
Два очень неплохих трейлера, склеенных вместе:

image Click to view


школа, serial addict

Previous post Next post
Up