vch

Serial Addict #52 - Glee

Aug 09, 2010 09:00


Mirrored from Вестник ZOMG.

Guilty pleasure, «стыдное удовольствие», это такая вещь, которую ты смотришь, понимая, что ну никак она не соответствует твоему внутреннему миру, общечеловеческому чувству прекрасного и зря ты учился в институтах и ходил на показы арт-хаусного кино, раз включил. Тем не менее, оторваться нельзя, и смотреть продолжаешь. Таким феноменом можно смело считать Glee, с поправкой на то, что в США увлечение стыдным грехом превысило все рамки, и злоключения школьного хора неудачников побороли всех и в рейтинговых боях, и в номинациях на «Эмми». Легко затеять спор, что было главным событием минувшего телесезона, финал Lost или победный старт Glee, но что-то подсказывает, что нерд-гордость придется спрятать подальше. Потому что против такого лома еще нескоро придумают прием.



Как и любой сериал, идущий в прайм-тайм, Glee не мог бы выжить, ориентируйся он только на домохозяек (они ведь за день насмотрелись демонического мыла образца «Санта-Барбара»), но и от них не отказался. К делу подключили школьников, секс-меньшинства и любителей попсы из тех, что постарше, и получилась вполне себе народная масса. К тому же, сериал появился в эфире очень вовремя. Во-первых, если вынести за скобки Gossip Girl, то персонажи остальных сериалов про школу и колледж успели вырасти или выйти в тираж, образовалась пустота; вот вам, пожалуйста, школьники-лузеры и учителя-неудачники, первая любовь, первый секс, интриги на рабочем месте и футболисты-задиры. Во-вторых, это первый за долгое время сериал про школьников, который легко назвать комедией. В-третьих, там поют. Главные герои - изгои школьной социальной жизни, собравшиеся в хор (glee club), которым руководит несчастный в браке учитель испанского (не уверен, что он вообще говорит за весь сезон хоть одну фразу на языке), и в каждой серии они репетируют, или у них поет душа. Идея сериала-мюзикла, возможно, могла придти во время наблюдений за конвульсиями Pushing Daisies (на это отчасти указывает переход сюда Кристин Ченовет), и наверняка бродила в умах живущих в стране Бродвея и High School Musical теле-боссов, но до сих пор не реализовывалась. А теперь решились и сорвали джек-пот.


Решение, если и пришло легко, превратилось в суровые будни. По отзывам съемочной группы, Glee - одни из самых сложных в производстве сериалов, ведь для каждой серии нужно записать треки и разучить танцевальные номера. Накладки в таких условиях были неизбежны, и главной стало, собственно, пение. Дальнейшие слова могли бы поднять бурю, будь «ЗОМГ» популярнее, а так страха нет: в общем, в сериале Glee почти у всех актеров довольно мерзкие голоса, которыми они охотно забираются в чужие диапазоны. У тех, у кого не мерзкие, они «никакие»; есть три исключения, но этим исключениям дают абсолютный минимум сольных песен (если кому интересно, то это Пак, Сантана и Мерседес). Чтобы врагу мало не показалось, голоса откровенно придавлены компрессорами и «улучшайзерами». Дальше больше: наверняка, многие видели в сети ролики с американскими акапелльными колледж-группами - в Glee хору активно помогает бэнд, который волшебным образом умеет играть абсолютно любую песню и генерирует ударную стену звука. Вокальные номера, конечно, записаны заранее, но никто не позаботился о том, чтобы как-то естественно их вписать в эпизоды, обработать с толком. Каждый раз это выглядит, как будто герой сериала решил просто покривляться под фонограмму. Выбор песен тоже своеобразный: угодить решили детям (Рианна и Бейонсе), реднекам (ключевую роль в сериале играет группа Journey) и фанатам Бродвея. Слова «пошлый выбор» и «заезженно» сценаристам неизвестны, поэтому смелым зрителям Glee предстоит услышать и трибьют Сюзан Бойл и «Богемскую рапсодию» и One (не «Металлики», к сожалению).


На этом проблемы не кончаются. Агрессивная политкорректность прямо-таки выливается с экрана: в составе хора есть расовые и сексуальные меньшинства и один колясочник; их переживания, за редким исключением, подаются в самом тошнотворном виде. Сценаристы, начавшие за здравие, к концу сезона явно суетятся и заставляют персонажей вести себя еще более глупо, чем обычно. Это, с другой стороны, достижение, если знать, что парочка главных героев (Рейчел и Финн) с легкостью вызывают лишь чувство раздражения (особенно, своими голосами). Где-то здесь пытливый читатель должен спросить, как Лида у Шурика - «да чем же она хороша?».


Во-первых, все-таки, некоторые музыкальные номера внушают уважение, вернее, их визуальная часть. Это касается как раз моментов, когда у героев «поет душа» и режиссер не привязан к сцене и имитации исполнения. Номера сделаны так хорошо, что любопытство заставляет ждать подобных в следующих сериях и не соскакивать. Порой и репертуар преподносит сюрпризы - случаются неожиданные попурри, свои отчисления за Glee получают Бек, «Роллинги» и Лили Аллен, и есть эпизоды, посвященные целиком Мадонне (которая сама выдала продюсерам права на свой каталог) и Леди Гаге (которая отправила свою дизайнерскую зондеркоманду на съемочную площадку). Во-вторых, стремясь завоевать весь мир, FOX разрешает сериалу не экономить на приглашенных деятелях. Поэтому, нерды тают от эпизода, снятого Джоссом Уидоном (который, разумеется, выписал по такому случаю Нила Патрика Харриса), фанаты мюзиклов сдаются, когда в ансамбль входит большая звезда Идина Менцель, знатоки американской музыки, наверное, довольны появлением Джоша Гробана. В-третьих, в сериале есть один абсолютно гениальный актер, который тянет на себе всю эту повозку: Джейн Линч, играющая лучшего, наверное, злодея, которого видел этот телесезон. Персонаж Линч дышит и живет ненавистью и желчью, изрыгая на других персонажей тонны обидных (но довольно смешных) шуток; женщина, увидев которую, заплачет и Терминатор. Ах да, еще она преподает физкультуру и в паре эпизодов даже поет. Сью Силвестер и ее ручные чирлидерши (да, в сериале есть чирлидерши, тысячи их) пытаются закрыть хор довольно изобретательными методами. В общем, Линч еще и интригу обеспечивает какую-никакую (другой интригой является сложная ситуация с беременными, но ее диким образом спускают на тормозах). Откровенно говоря, ради одного тренера Сью сериал уже можно было бы терпеть. Но есть еще и «в-четвертых».


Glee вызывает очень сильные эмоции. Они, как правило, положительные, только когда на экране бушует Линч, но не только раздражение блестяще провоцирует сериал. Это еще и источник мощнейшего недоумения. Начинавшийся, как безобидная и легкая комедия, Glee часто бьет зрителя по темечку резким переходом на серьезную передачу. Бац! и вот вам проблемы людей с особенностями умственного развития. Бац! и вот вам пронзительный диалог про гомофобию. Бац! и пустая злая чирлидерша вдруг оказывается глубоким интересным персонажем, сыгранным красивой неплохой актрисой и уже хочется, чтобы ей уделяли больше времени. Бац! и вот опять, когда ты не готов, герои начинают глупить, а сценарий делает головокружительный и необоснованный кульбит. Если хороший увлекательный сериал можно сравнить с лихим заездом по американским горкам, то Glee - это установка в заброшенном парке развлечений, на которой все скрипит и потрескивает, на повороте соседа стошнило, но вы с друзьями уже так напились, что стоите в очереди и все равно получите удовольствие, зная, что занимаетесь чем-то плохим. Это просчитанный сериал, сделанный конъюнктурщиками, и ровно поэтому от него отказаться так же сложно, как от курения. Нас, адептов, спасает межсезонье (лично я до сих пор не могу сбалансировать плюсы и минусы и решить, оставаться на борту, или нет). Вас, неофиты, еще можно уберечь. Но вдруг уберегать не надо? Glee, бесспорно, феномен, у актеров осторожно прописаны контракты на три (!) фильма, и неясно, пожалуй, одно. Куда смотрят русские телеканалы? Из всех сериалов текущего момента, лучше Glee нашим палестинам подходят, разве что, бесконечные будни криминалистов и следователей.


Сериал стартовал в 2009 году, вышел один сезон, состоящий из 22 серий по 45 минут.
Мой любимый музыкальный номер, из эпизода Джосса Уидона и единственный случай, когда аранжировка Glee лучше, чем в оригинале:

image Click to view


serial addict, glee

Previous post Next post
Up