1. Живот архитектора (1987, Великобритания - Италия) Питер Гринуэй. Оценка: 9,0 из 10.
"Живот архитектора", на мой взгляд, образует своеобразную трилогию вместе с "Отсчетом утопленников" и "Поваром, вором, его женой и его любовником". Эта трилогия посвящена двум самым главным в жизни (поскольку нам неизвестно, что является самым главным в смерти) вещам: жизни и смерти. Образы жизни и смерти передаются через показ свежей/несвежей еды, секс/отсутствие секса, молодость/старость.
В этих трех фильмах Гринуэя вообще могло бы не быть никакого сюжета, но он есть.
В "Животе архитектора" сюжет изначально трагикомический: малоизвестный американский архитектор приезжает с женой в великий Рим, чтобы устроить там пафосную выставку малоизвестного французского архитектора.
Практически сразу после приезда толстый, уже немолодой архитектор начинает мучиться животом и продолжает им мучиться на протяжении всей киноистории, которая повествует о полном распаде его жизни, как личной и профессиональной, так и жизни вообще. Нет на свете другого фильма, в котором "живот" так точно и недвусмысленно обозначал бы "жизнь". Эту кинокартину можно смело использовать в качестве иллюстрации к словарю древнерусского языка.
Фильмы Гринуэя вообще-то отличаются максимальной отстраненностью, холодностью, абстрактностью, ироничностью; режиссер поглядывает на своих героев свысока. Но этот фильм - исключение. К несчастному Старли Кларклайту проникаешься сочувствием и состраданием (такое ощущение, что режиссерскому замыслу вопреки, лишь благодаря стараниям Брайана Деннехи, некогда сыгравшего злобного шерифа в "Рэмбо - Первая кровь").
2. Художники и модели (1955, США) Фрэнк Ташлин. 8,5.
Комедийный мюзикл, в котором, естественно, главной темой являются романтические отношения, сделан раскованно, задорно и весело. Тупые шутки из низкопробных комедий немого кино сочетаются с хорошими музыкальными номерами и, неожиданно, сатирой. Объектом насмешек выступает индустрия комиксов ("я с детства читал комиксы и чуть не стал идиотом"). Хозяина комиксового издательства зовут Мердок (обыгрывается слово "убийство" - murder и "спец" - dock). И это тогда, когда еще настоящего Руперта Мердока - как медиамагната - не было и впомине. Мердок сетует, что в новых работах лирической героини киноленты слишком мало graphic violence, в то время как на экранах телевизоров из открытых ран уже во всю хлещет красная кровь, - и всё это совершенно бесплатно. То, что запрещается в кино, то разрешено на ТВ. Надо быть в тренде! (В 50-х кинопроизводство шибко пострадало от ТВ, но и по сей день приемы кабельного ТВ остались прежними: насилие и порнуха, только выросли бюджеты). Героиня хлопает дверью, но ее место тут же занимает коллега, который одновременно и влюблен в прекрасную художницу, и ищет работу.
Также в фильме насмешливо обыгрывается противостояние СССР и США в "космической гонке".
3. Без ума от оружия (1950, США) Джозеф Х. Льюис. 8,0.
Культовый нуар (на картинке - культовый кадр). Короткий фильм с простыми максимами и простым, но не линейным сюжетом. Самое ценное - послевкусие, которое он оставляет. Кажется, что так и должен выглядеть по-настоящему романтический нуар. У фильма два названия: "Deadly is a female" и "Gun Crazy". Оба хороши. Коротко говоря, это фильм про любовь в мире, наполненном оружием. Но и главные герои, Барт и Лори, тоже взяты не с потолка: оба прекрасные стрелки. Однако, в соответствии с нуарной традицией, Барт предстает невинной жертвой, чью жизнь проглотила чертова баба.
Кажется, что Артур Пенн, снимая "Бонни и Клайда", изрядно вдохновлялся работой Льюиса.
Читать дальше