40 лет операции "Спецталон"

Oct 09, 2018 11:06

В 2018 году обнаружилось много памятных дат:
-- 20 лет с момента дефолта
-- 10 лет с начала кризиса
-- 25 лет прошло после октябрьских событий 1993
-- скоро грядёт 25-летие российской конституции.

40 лет исполнилось операция "Спецталон", которая в 1978 году выявила "технологии", по которым Глава московской ГАИ Ноздряков наладил систему выдачи спецталонов на автомобили «нужным людям».

Кроме партийных и советских работников, спецталоны (за отдельную плату, которая доходила до 20 тыс.рублей) доставались директорам магазинов, артистам и даже ворам в законе.

Об этой налаженной системе выдачи спецталонов на машины упоминает в своей книге «Бандиты семидесятых» Фёдор Раззаков.

Среди высшей партийной и государственной элиты были распространены два вида автомобильных спецталонов, позволявших их владельцам беспрепятственно передвигаться по улицам советских городов.
Первый вид предназначался для работников правоохранительных органов - КГБ и МВД, второй - для владельцев частных автомобилей.

Второй появился в середине 70-х благодаря Ноздрякову -- лично у него в кабинете хранилась картотека на владельцев подобных спецталонов, он же выдавал эти талоны особо доверенным людям.

На Старой площади (в ЦК КПСС) знали о существовании «ноздряковских» спецталонов, но до поры до времени закрывали на это дело глаза.
Но когда число «блатных» автовладельцев превысило в Москве всякие разумные пределы, то этим делом решил заняться Комитет партийного контроля.

В середине марта 1978 года к Ноздрякову явилась группа работников КПК во главе с ответственным контролером В. Севастьяновым.
Ноздряков достал из сейфа фотоальбом в типографском исполнении и бросил его на стол.
На обложке альбома красовался крупный портрет Брежнева, а на титульном листе рукой генсека было выведено: «Уважаемому Алексею Петровичу Ноздрякову с благодарностью. Л. Брежнев».

Севастьянов, для приличия полистав фотоальбом, сразу перешел к сути вопроса: попросил показать ему картотеку на владельцев спецталонов. После настоятельных уговоров гаишник "предоставил" искомую картотеку -- Севостьянов снял со всех бумаг копии: всего частным лицам через столичную ГАИ было выдано 900 спецталонов.
Среди их обладателей сплошь хозяева жизни: директора крупных гастрономов, стадионов и пансионатов, руководители медицинских учреждений, спортивных и охотничьих обществ, деятели культуры и науки, спортсмены, журналисты и т. д.
Часть талонов была именная (то есть с фамилиями владельцев), а другая - безымянная. Именно один из таких и оказался в руках вышеупомянутого главаря банды - некоего Иванова, который 9 лет скрывался от милиции и три последних года передвигался по столице, имея на руках спецталон.

Тогда же Севастьянов выяснил, что цена спецталона «на предъявителя» доходила до 20 тысяч рублей.

Синих мигалок, дающих право беспрепятственного проезда где бы то ни было, а также иммунитет на проверку и остановку транспортного средства, в СССР не было. Даже генсек Брежнев ездил на лимузине без спецсигнала.

Но в позднем Союзе также надо было как-то обозначать социальное неравенство.
Тогда глава московской ГАИ придумал систему спецталонов, крепившихся на лобовое стекло машин.

При этом спецталоны существовали и до Ноздрякова - их имели право получать только автомобили КГБ и МВД.
Но глава московской ГАИ придумал знаки отличия и превосходства и для частных лиц. Первые такие спецталоны для частников Ноздряков начал выдавать в 1977 году.

21 апреля 1978 года в Кремлёвском дворце съездов состоялось торжественное заседание, посвящённое 108-й годовщине рождения Ленина.

В кулуарах заседания министр внутренних дел СССР Николай Щёлоков подошёл к первому заму КПК ЦК КПСС Густову и громко, чтобы все слышали, сказал: «Кто позволил вашему работнику проверять уважаемых людей, членов Политбюро и их семьи!? Таким не место в партийном аппарате, их надо убирать!»

Щёлоков пожаловался Брежневу, и тот дал отбой операции «Спецталон».
Больше Ноздрякова по поводу талонов никто не беспокоил.

К 1985 году картотека главы московской ГАИ выросла с 900 спецталонов до примерно 1100.

=============
В дореволюционной России существовали звуковые спецсигналы не только на фельдъегерских тройках.

В книге «Гараж особого назначения. 90 лет на службе Отечеству» цитируется «Обязательное постановление о порядке езды на автомобилях, моторных экипажах и моторных велосипедах в городе Павловск», опубликованное 15 ноября 1908 года.
Пункт 15 гласил: «Кроме номерного знака, при каждом автомобиле или моторе должен быть сигнальный аппарат. Примечание: Употребление сирены воспрещается».
Авто государя-императора обходилось без спецсигналов.
Единственное отличие, появившееся в 1911 году, - «спецномера»: синяя табличка формата А4 с белым силуэтом короны. Однако на сам царский автомобиль даже эти знаки не ставились никогда.

После революции появились иные способы сигнализации.
Сначала это были обычные трубы с резиновой грушей, затем более мощные устройства, в которые воздух нагнетался компрессором.
Тон сигналов был разным, но власть, как правило, выбирала что-нибудь особенное.

Повальное увлечение чиновников спецсигналами началось во время хрущевской оттепели.
Сегодня сама собой разумеющаяся вещь - противотуманные фары или «люстры» на джипах -- полвека назад они считались бы специальными световыми сигналами, требовавшими разрешения.
Мигалок тогда еще не было, но некоторые, не предусмотренные конструкцией автомобиля и правилами "способы информирования" о том, кто едет, уже были.
Это и дополнительные фары желтого или белого цвета, и окрашенные в «негостовские» цвета подфарники, металлические рамки вокруг номеров, различные пропуска под лобовым стеклом.

Потом уже появились сирены.

В те времена передние дополнительные фары были практически единственным видом световых спецсигналов.
Их устанавливали по особому разрешению.
Милицейская проверка 1957 года выявила, что машин с «лишними» фарами слишком много - целых 117 штук.
Это были автомобили различных министерств и ведомств.
Еще примерно столько же машин было в Гараже особого назначения, но наличие у них спецсигналов в МВД, по понятным причинам, не обсуждалось. А в отношении не столь приближенных к верхам чиновников были приняты жесткие решения.
Распоряжение министра внутренних дел Николая Дудорова от 17 июля 1957 года гласило: «Запретить в городе Москве установку на легковых автомобилях каких-либо дополнительных фар, прожекторов, цветных подфарников, не предусмотренных заводами-изготовителями, а также окантовку номерных знаков и применение других отличительных обозначений, а имеющиеся - снять».

У спецслужб уже были и упомянутые дополнительные фары и своя система распознавания спецмашин.

Юрий Ланин, бывший начальник Гаража особого назначения: «В сороковые - пятидесятые годы синих и красных мигалок не существовало... А для сотрудников милиции у шоферов спецслужб были своего рода опознавательные сигналы. При приближении к посту они могли мигнуть дальним светом, но только одной фарой, в зависимости от дня - правой или левой. Этого вполне хватало для того, чтобы беспрепятственно передвигаться. А обычному водителю даже в голову не приходило подать такой сигнал.
Когда я начал службу в 1963 году, мигалки уже были, и мы их использовали на оперативных машинах и на автомобилях сопровождения.
На основные машины, как это сейчас иногда бывает в некоторых структурах, их никогда не устанавливали. Но звуковые сигналы на основных машинах были. На старых «ЗИЛах» устанавливались сигналы типа «кок». Это были мощные звуковые сигналы особого тона. Выглядели очень красиво, блестели хромом...

В конце семидесятых годов, появились сигнально-громкоговорящие установки, которые устанавливались и на машинах сопровождения, и на машинах охраняемых лиц. Ну а дальше пошли всем известные электронные «крякалки», мультитональные сирены и прочие устройства».

Страсть к мигалкам поразила наше общество в середине девяностых годов.
В магазинах автозапчастей и на авторынках появились различные виды проблесковых маячков.

Способы достать мигалку были различные: приобрести в одной из силовых или административных структур годовое предписание на транспортное средство с соответствующим штампом либо поставить свой автомобиль на временный учет в одну из милицейских структур, приобретая во временное же пользование «синие» номера и все необходимые атрибуты власти. Разрешалось ставить спецсигналы даже на личное авто.

После правительственных постановлений 2001 - 2002 годов официальное число мигалок резко пошло на убыль и более-менее стабилизировалось в 2009 году.

Именно тогда началась кампания по «охоте за мигалками».
Кстати, можно обратить внимание, что на инаугурации 1996 проблесковых маячков у приглашенных не наблюдается

image Click to view



Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 января 1996 года № 3 был утвержден перечень органов государственной власти и организаций, должностные лица которых обслуживаются автотранспортом, оборудованным специальными световыми и звуковыми сигналами, без специальной цветографической окраски (постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 1997 г. № 138 перечень изложен в новой редакции).






К настоящему времени наличие мигалки (кроме как у первых лиц государства и у спецслужб) -- форменный анахронизм, от которого нужно избавляться.

Проезд "мигалки" унижает не только людей, которым это затрудняет движение, но и самому проезжающему



История

Previous post Next post
Up