Если человеческий мозг, как унтерофицерская вдова, сам себя порет, он все время начеку.

Aug 29, 2016 11:01

Отрывок из новой книги Пелевина «Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами» («гибридный роман» Виктора Пелевина -- упоминал).
-просто такой пример был из интернета, товарищ генерал. Что, манипулируя произвольными лингвистическими запретами, можно добиться серьезных результатов по зомбической трансформации психики. Почти таких же, как гаитянские колдуны достигают психотропами.

-А какой механизм?


-Это лучше на примере объяснять, - ответил Михайлов. - Вот, например, слово «ниггер». Если вы белый, употреблять его нельзя ни при каких обстоятельствах - последствия будут на всю жизнь. Белого американца достаточно один раз напугать в детстве, и он уже никогда так не скажет. В крайнем случае, чтобы обозначить табу, будет говорить «N-word».

-Ну и?

-Но очень трудно - практически невозможно - заставить мозг полностью исключить термин из внутреннего диалога. Мозг будет, во-первых, жевать это слово, а во-вторых, моделировать будущее, где нарушается запрет на его употребление, потому что такое моделирование и есть одна из главных функций неокортекса. Будущее по любым прикидкам получится неприятное. Поэтому мозг станет сам себя пороть и пугать при любой активации соответствующего нейрокоррелята. Причем происходить это может ниже порога осознанности. Человеку страшно, ощущается какая-то угроза - а почему, непонятно. То же самое будет происходить при встрече с любым негром, даже самым мирным. Поэтому белые полицейские в них и палят все время. Расизм тут ни при чем. Полицейские на самом деле стреляют не в негров, а в свой культурный гироскоп. Просто источник экзистенциальной угрозы проецируется наружу.

-Ой, опять сложно… А зачем наш мозг такие вещи вытворяет? Сам на измену садится?

-Наши предки так выживали, товарищ генерал.

-А почему это помогает выживать?

-Ну вот представьте двух кроманьонцев. Первый все время на измене и трясется от страха - ему кажется, что за углом что-то притаилось и ждет. Может, пещерный медведь, может троглодит-живоглот… А второму ничего не кажется, и он смело туда идет.

-И?

-Второй не оставил потомства. Его троглодиты съели. Оставил только первый - мы от него произошли. Поэтому мы с вами тоже весь день на измене, товарищ генерал. И с утра до вечера думаем - чего там, за углом? То? Или это? Вдруг я не то сделаю? Не то скажу? А в промежутках иногда удается перепихнуться. Вот это и есть наша жизнь с точки зрения эволюции. Выживание-то продолжается.

-Ты что-то уже говорил похожее недавно, - нахмурился Капустин. - Только про порнуху…

-Так точно. Это когда вы спросили, почему у японцев члены такие маленькие.

-Ну-ка напомни.

-У них не маленькие. У них, с точки зрения пропорций, как раз самые для человека нормальные. Просто у северных народов длиннее, потому что им в верхнем палеолите надо было еще под два слоя меха подсунуть. Те, у кого короткий был, до наших дней не досунули.

-У тебя получается, - сказал Капустин, - что выживает только тот, кто с длинным членом и на измене.

-В нашем регионе однозначно, товарищ генерал.

Капустин с сомнением покачал головой.

-А что вас удивляет? - спросил референт. - Это Гегель мог про абсолютную идею фантазировать. А у природы своя логика. И свое, если угодно, чувство прекрасного. Вы поглядите на мир, где мы живем. Неужели непонятно, кто в нем сохранится?

-Те, кто на измене?

-Конечно. Они собранней. Алертней. Если человеческий мозг, как унтерофицерская вдова, сам себя порет, он все время начеку.

-Хочешь сказать, политкорректность дает повод для такой порки?

-Да каждые пять секунд. Сейчас стали исследовать ее действие на мозг методом магнитного резонанса - и там много интересного всплыло. Появляется, например, осциллирующий контур, связывающий лимбическую систему с зонами Брока и Вернике, что нетривиально, поскольку…

-Это я все равно не пойму. Давай про практический аспект. Понятный.

-Возникает своего рода водораздел между внутренним диалогом и внешней речью. С одновременным разделением отвечающих за это нейронных контуров. Оруэлл в чистом виде, причем на ровном месте. Чем больше запретных тем и слов, тем больше скрытых психических напряжений. А они создают чувство нависшей угрозы.

-Угрозы чего?

Михайлов развел руками.

-Тут уж каждый свой подвал подключает. Но результат один и тот же. Вокруг сплошной Диснейленд, а человек чувствует себя как в тридцать седьмом году в парке Горького. Одно неосторожное слово, и прощай моргидж*. Внешний мир начинает казаться враждебным и опасным, возникает чувство отверженности и одиночества - и чем больше запретных слов и обходных контуров в речевой зоне, тем глубже отчуждение и недоверие к окружающим. Конечный результат - депрессия, раздвоенность, шизофрения, биполярный психоз. Выплески неконтролируемой агрессии, в том числе стрельба по незнакомым людям.

-Ага, - задумчиво сказал Капустин. - Значит, массовые убийства вызваны разгулом политкорректности?

-Ну не совсем. Так нельзя вопрос ставить. Не только. Говоря метафорически, все это по большому счету обратная сторона американской улыбки. Побочный эффект.

-Объясни.

-Американская улыбка возникает при команде мышцам лица от префронтальной коры, то есть она по генезису рациональная. Но изображает эмоцию - и создает обратную связь по эмоции, которой на самом деле нет. Это и ведет к появлению раздвоенности. А уж вместе с политкорректностью возникает серьезная нагрузка на психику. Только представьте - у человека постоянно под ложечкой сосет, антидепрессанты много лет не помогают, а она лучится счастьем. Проецирует, так сказать, образ успеха. Каково такие рожи строить по двадцать часов в сутки? Вот многие и не выдерживают.

-А наша русская улыбка?

-Исключительно от лимбической системы, товарищ генерал. Там, где эмоции. Даже мышцы разные работают.

-В пропаганде можем использовать?

-Да вряд ли. Кто у нас сейчас улыбается-то.

-Это верно, - вздохнул Капустин. - Американцы эти вопросы поднимают, насчет мозга и политкорректности? Исследуют?

-Так точно. ЦРУ занимается, бюджет около сорока миллионов. Пытаются понять, откуда эта напасть на них свалилась. Работают на трех томографах, на базе Стэнфорда, где у них зомбилаборатория. Думаете, откуда мы такие детали знаем? Но тема секретная, в открытой печати сведений нет.

-Сильно от них отстаем?

-Совсем немного, товарищ генерал. Лет на пятьдесять. Но уверенно нагоняем. Вот мат уже запретили…

-Я не про это. Я про исследования.

-А. Тут отстаем, конечно. Томографы нужны хорошие. Хотя некоторые говорят, что надо сразу на диффузионную оптику выходить. Системы «диоути», как у вас в самолете. Магнитный резонанс - вчерашний день.

-Понятно… А как эта политкорректность в такую силу вошла? Кто за этим стоит? Масоны? Центральное плановое агентство? - спросил генерал Капустин.

-Про центральное плановое агентство мы вообще ничего не знаем. Только знаем, что оно есть. Мутная тема, товарищ генерал.

-Ладно, тогда потом как-нибудь. А то у меня вылет. Что у нас еще? Ты в прошлый раз говорил, что-то новое по кобальту?

Михайлов кивнул.

-Две идеи в ротации. Во-первых, «Спрут-семь»…

-«Статус-семь».

-Да, извините, оговорился. Там уязвимое место - лодка-носитель. Ее в гавани, скорей всего, потопят, торпеду даже не успеем загрузить. В общем, есть идея вообще убрать лодку и сделать систему автономной. Такие, знаете, подводные дроны. Морской аналог шахтного базирования. Понятно, в наших водах, на Севере. Развертывание простое - опускаем на дно готовый контейнер. Всплывать ему вообще не надо, но поднять в случае чего тоже проблем нет. Все автономное, на микрореакторах. Маршруты дронов прописаны заранее, как у крылатых ракет, на оба побережья… Где мелко, идут над самым дном, огибая рельеф. Перед детонацией боеголовка делает кавитационный разгон и выпрыгивает из воды - никто не остановит. В общем, подводный «Тополь». Это по-любому лучше, чем на орбиту вешать. Там все видно, а здесь так спрячем, что никто не найдет. И пусть они свою противоракетную оборону хоть три раза разворачивают…

-Не моя область, - махнул Капустин рукой. - Какая вторая идея?

-Вторая еще интересней. Можно полностью решить вопрос с аравийской нефтянкой.

-Да? Это как же?

-У них там глубина залегания со ста метров - совсем близко. Или бурим дырку и закладываем изделие, или просто делаем направленный взрыв - и нефтеносный пласт становится радиоактивным. Видимо, надо будет в нескольких точках отработать. Чтобы на весь пласт. Но в целом осуществимо.

-А раньше такую возможность не рассматривали?

-Раньше предлагали саму пустыню бомбить, товарищ генерал. Чтобы нефть можно было качать только в скафандрах. А сейчас все наоборот - снаружи заражения не будет, а нефть уже не качнешь, потому что выхлоп от нее…

-Это понятно. А какой от этого выхлоп будет в смысле пиара, думали?

-Как подадим. Кобальт - это надолго, но не навсегда. Распадается со временем. Фактически сохраняем ресурсы для будущих поколений. Оливковая ветвь детям будущего… Спасти национальное достояние от выродившегося безумного режима…

-Угу, - задумчиво протянул Капустин, - это можно покрутить. Иранцам, наверно, интересно будет. Какой, говоришь, период полураспада?

-Пять и три десятых года, товарищ генерал.

-Значит, через пять лет уже все чистое?

-Нет, что вы. Это же только полураспад. Мы обычно берем срок летального заражения в десять циклов. Примерно пятьдесят лет. А полная дезактивация - это раза в три дольше.

-Пятьдесят лет… Что у нас прогнозисты дают по Америке?

-Там много всего. Главное - по демографии кирдык. Одни мексиканцы останутся. Демократии и политики в сегодняшнем смысле, скорей всего, не сохранится - кандидаты будут соревноваться, кто быстрее буррито сожрет. Ну и Антихриста ждем, конечно… Скоро уже по всем признакам.

-Эх, - вздохнул Капустин, - видишь, как оно… С мексиканцами-то договоримся. И с Антихристом язык найдем. Нам бы только ночь простоять да день продержаться. А тут разные <…> (обсценное слово, обозначающее дурака, глупца. - Прим. ред.) под руку толкают. И советы, главное, дают. Каждая кухарка. А такой махиной о-го-го как осторожно управлять надо! Попробуй этим, - он кивнул в сторону окон, - объяснить, какой мир сегодня сложный… Заладили - «хитрый план, хитрый план». А план-то есть. Только он долгий.

-Понимаю, товарищ генерал, - учтиво склонил голову референт.
=================
* моргидж -- заем на покупку дома.

Первый отрывок из романа (довольно скучный) публиковали раньше:
Как знает любой историк, масонство было запрещено в России почти век - с 1822 по 1905 годы. После снятия запретов в Москве и Петербурге открылись ложи под патронажем Великого Востока Франции - «Астрея», «Возрождение» и т. п. Информация о них широко доступна - желающий легко найдет ее в открытых источниках. Чуть меньше известна возникшая в тот же период ложа с английскими корнями, ставившая перед собой строго политические задачи - она даже называлась по‑английски - «Parlamentary Russia». Членами ее были в основном богатые кадеты. ............
В 1910 году воссозданные под французским руководством ложи перерождаются в политическую организацию «Великий Восток народов России» (во главе которого уже тогда стоял не великий мастер, а, внимание, генеральный секретарь, - это к вопросу о генезисе новой власти; с шестнадцатого года «генеральным секретарем» был Керенский - вот откуда растут усы Сталина и брови Брежнева).

Этих «масонов», бывших прежде всего политическими заговорщиками, насчитывалось от силы несколько сот человек - но они входили в высшие структуры управления обветшавшей империи. Целью «ново‑французского» крыла масонов был именно захват власти, которую им однажды действительно дали подержать в руках целых пятнадцать минут. Большая их часть успела уехать за границу - но многие остались в России после революции и были схвачены.

Именно этим людям мы и обязаны тем, что слово «масон» стало в русском языке почти ругательством - употребляя его, имеют в виду недобрую силу, из‑за которой история России свернула в ад (деятельность того же Керенского, конечно, дает для этого все основания). Поэтому неудивительно, что в конспирологическом волапюке русскоязычного интернета выражение «масонский градус» означает что‑то среднее между чином в английской разведке МИ‑6 и степенью инициации в культ Баала.

Но так, конечно, было не всегда.

В России было и другое масонство - возвышенное, искреннее и благородное. Мы говорим о сохранившихся элементах старых лож XVIII и XIX веков, объединившихся в середине XIX века вокруг ложи «Тайный Закон» (у ее истоков стоял легендарный Иван Перфильевич Елагин, ставший великим мастером в 1772 году).

«Тайный Закон» пережил все царские гонения: сперва - репрессии Екатерины, потом - запрещающий рескрипт Александра Первого, подписанный в августе 1822 года.

В эту ложу - действительно тайную и мистическую - входили в основном члены высшей аристократии, увлеченные оккультными аспектами масонства. Политика их не интересовала совсем - поэтому, когда до надзорных органов империи доходили сведения о «Тайном Законе», на него смотрели сквозь пальцы, считая его сборищем безвредных чудаков.

Трогать их боялись - собрания этой ложи тайно посещал одно время даже сам император Александр II (что было связано не столько с его либерализмом, сколько с увлеченностью спиритизмом и столоверчением).

Пока родовая знать имела богатство и привилегии, «Тайному Закону» было несложно сохраняться - но в новый жестокий век ложа потеряла всякую социальную опору.

Нам точно не известно, откуда про нее узнала большевистская власть, но догадаться нетрудно. В те времена людей пытали и убивали просто за принадлежность к дворянству, и хоть «буревестников» главным образом интересовало, где спрятано золото, во время пыток выяснялось и много другого.

Скоро обнаружены были списки ложи; все члены «Тайного Закона», не успевшие уехать в первые дни после Октября - около двухсот человек - были арестованы и брошены в тюрьму. На этом, по информации Голгофского, настоял лично Сталин.
* * *
Странно, но большевистская элита, совсем не боявшаяся крови, не пошла на массовое убийство этих людей. Голгофский анализирует несколько возможных причин такой нерешительности - от убедительных до смехотворных.

Большевики могли опасаться мести со стороны западных лож или не хотели портить с ними отношения (новой власти надо было кому‑то продавать награбленное; похоже на правду). Они могли испытывать страх перед оккультной силой, стоящей за масонским братством (это вряд ли). Возможны даже сентиментальные мотивы - все‑таки масоны были вчерашними соратниками большевиков по заговору против империи (еще менее убедительно, но все‑таки допустимо).

Крупица истины может быть в каждом из этих мнений - но главным, скорее всего, оказалось совсем другое обстоятельство, о чем мы расскажем чуть позже.

Так или иначе, но русских масонов решено было не уничтожить, а «изолировать от общества» - сослать в обстановке строжайшей секретности на архипелаг Новая Земля. Это было тем же самым смертным приговором, но несколько отсроченным во времени. Большевики с большим доверием относились к природе - и часто назначали ее на роль палача.

Арестованных масонов ссылали на север постепенно, небольшими партиями - чтобы не привлекать внимания. Из оставшихся в России от этого путешествия не спасся практически никто. Стандартный приговор - увесистый срок без права переписки - мог означать что угодно, включая расстрел; родственники репрессированных, озабоченные собственным выживанием, не всегда решались испытывать судьбу, разыскивая близких.

Арестантов везли сначала в Архангельск, а потом с ближайшей навигацией отправляли на Новую Землю. Сперва они прибывали в перевалочный пункт на Белюшиной Губе. Оттуда их направляли к озеру Горячее, где строился лагерь - прибывавшие арестанты возводили свою будущую тюрьму сами, и многие из них в прямом смысле легли в ее фундамент.

Лагерь на Новой Земле получил издевательское название «Храмлаг» - (по масонской легенде, масонство происходит от древних строителей храма через орден Храмовников). Поначалу думали, что высланные в ледяную пустыню каменщики не протянут там и года - но безжалостная северная природа оказалась гуманнее человека.

Дело в том, что Горячая Губа, где строился Храмлаг, была оазисом - своего рода микроскопической геотермальной «Землей Санникова».

В нескольких местах на поверхность выходили подземные горячие ключи - и образовывали незамерзающее озеро, где вода была ощутимо теплой (поэтому его и назвали - «озеро Горячее»). Нечто подобное встречается во многих местах планеты, например, в Исландии, и обычно привлекает туристов. Но на Новой Земле это озеро так и осталось тайной для большинства приезжих с материка.

Дело в том, что немногочисленные ненцы, жившие на архипелаге, избегали этого места, боясь якобы живущих там злых духов. Даже говорить о нем было у них строгим табу, и дореволюционные географы не знали ничего. Туристы на Новую Землю по понятным причинам не ездили, а после основания Храмлага на Горячую Губу вообще перестали попадать случайные люди. Поэтому о существовании этого геотермального оазиса (совсем небольшого по размерам - подземного тепла хватало только на несколько теплиц и круглогодичные термы) в открытую печать не просочилось никаких сведений.

Вот описание Храмлага, сделанное писателем И. С. Соколовым‑Микитовым летом 1930 года - когда он вместе с последней партией ссыльных масонов, доставленных теплоходом «Георгий Седов», подплыл к лагерю в лодке (судно остановилось в полумиле от берега; веселые гэпэушники наврали писателю, что перед ним поселок Белюшина Губа):

«Над темной водой то и дело проносятся стайки нырков и скрываются за откосом туманного берега, на вершине которого маячит поселковое кладбище - редкие покосившиеся кресты. Дикие гуси низко пролетают над аспидно‑черными водами. С несколькими спутниками я съехал на берег. Мы оставили шлюпку на берегу у амбара, крыша которого была сплошь обложена тушками убитых птиц, предназначенных для корма собакам, а на стенках, мездрою наружу, были распялены блестевшие жиром шкуры тюленей. На берегу, подле строившегося сарая, работали плотники. Несколько больших, казенного типа, скучноватых домов высились на голом взгорке… По пригорку зеленела коротенькая травка, бродил бородатый белый козел…»

Забора и колючки, как мы видим, здесь не ставили: бежать было действительно некуда. У Храмлага практически не имелось охраны - эту функцию выполняла природа; лагерь, возможно, был ближе к нищей северной коммуне, чем к обычной гулагской фабрике страдания.

К озеру, парникам и бане писателя не пустили - он разглядел только облако пара, показавшееся ему издалека «налезшим на взгорок предбрюшьем свинцовой тучи». Но и описанного достаточно: конечно, не Кап Ферра - но выжить можно.

Увиденные Соколовым‑Микитовым «плотники» были ссыльными масонами; «амбар», обложенный тушками убитых птиц - культотделом и одновременно редакцией выпускаемой масонами рукописной газеты Храмлага «Под вой пурги» (на самом деле она была не вполне «рукописной», но об этом позже). Запомним птиц на крыше и белого козла - эти мелочи важны, и к ним мы еще вернемся.

Возникает вопрос - если целью северной ссылки действительно было по возможности быстрое уничтожение последних русских масонов, почему Храмлаг построили именно в этом оазисе, согретом подземным теплом?

Возможно, кто‑то из высокопоставленных гэпэушников, сам в прошлом невольный каменщик (к этому плоскому каламбуру сводится смысл большинства служебных покаяний, обнаруженных Голгофским), постарался смягчить судьбу своих вчерашних братьев. Но скорей всего замысел большевиков был куда более иезуитским.

Им, конечно, с самого начала все было ясно с «ново‑французской» ветвью, породившей плеяду «генеральных секретарей», размножающихся усиками и бровями. Новая власть была плотью от ее плоти - и избавлялась от породившей ее структуры, как от сделавшего свое дело мавра.

Но вот насчет старой, скрытой школы русского масонства такой ясности у чекистов не было - и услышанное на допросах, возможно, показалось миньонам Дзержинского настолько важным, что в результате и было принято решение о строительстве Храмлага.

Но что же произвело на чекистов такое сильное впечатление? И почему лагерь стали строить так далеко от Большой Земли?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо вернуться далеко в прошлое.
* * *
У изначального масонства, как русского, так и западного, была великая и благородная цель, которую уже упомянутый Иван Перфильевич Елагин еще в XVIII веке описывал так:

Сохранение и предание потомству некоторого важного таинства от самых древнейших веков и даже от первого человека до нас дошедшего, от которого таинства может быть судьба целого человеческого рода зависит, доколе Бог благоволит ко благу человечества открыть оное всему миру.

Это известнейшая цитата; она разошлась по множеству масонских трактатов, исторических трудов и обзорных статей - из чего видно, что масоны в былые времена не делали секрета из существования такой тайны.

Похожие упоминания о «великой тайне» можно найти и в европейских масонских сочинениях тех лет, например, у Луи Клода де Сен‑Мартена. Но со времен Французской революции (или, вернее, с начала девятнадцатого века - точка бифуркации где‑то там) европейское масонство теряет свой мистический заряд: создается впечатление, что все взыскующие этой великой цели вдруг отбыли в неизвестном направлении, а в масонских ложах остались только карьеристы и политические заговорщики… Объяснение этого феномена, однако, выходит за рамки нашей статьи; мы говорим лишь о том, что изначальная великая цель у масонства, несомненно, была.

Исследователи масонства много лет гадают, что же это была за тайна - и читатель, несомненно, знаком с самыми дикими из предположений: мировой захват власти (видимо, Китай, Индия и Япония в этой логике - другая планета), секретный союз с какими‑то «рептилоидами» (так в России традиционно называют либералов), поклонение Князю Тьмы, и так далее - каждый год в нас выплевывают очередной десяток вдохновенных сочинений на эту тему. Комментировать их не хочется уже давно.

Серьезные ученые, с другой стороны, признают тайну масонства (во всяком случае, сам «дискурс тайны»), но сводят все к «этическому и нравственному закону», проповедь которого должна была со временем сделать землю Эдемом. Оставим это без комментариев тоже.

Нигде в открытых источниках древняя тайна масонства не раскрывалась прежде в своей ослепительной простоте (хотя все необходимые для правильного вывода ингредиенты были на самом виду). Голгофский это сделал.

Тайна элементарна - и при этом весьма возвышенна.
* * *
Одна из причин широкой бытовой неприязни к масонству заключается в связи последнего с иудейской древностью. Связь эта существует в действительности и никогда не отрицалась вольными каменщиками. Так, энциклопедия масонства 1906 года открыто заявляет, что «каждая ложа есть символ иудейского храма».

Антисемиту, конечно, одного этого достаточно для недельного приступа изжоги. А тут еще антихрист, который по одной из христианских легенд должен будет отстроить Третий Храм - не его ли пестуют масоны?

Интересно, кстати, что ближайший соратник Ленина Николай Бухарин, которого часто записывают в масоны, по собственному признанию воображал себя в детстве антихристом и расспрашивал свою мамочку, не Блудница ли она (может, конечно, и врал - но в любом случае не надо было рассказывать Кобе).

Однако термин «Храм Соломона» и даже знаки «Алеф‑Бет», широко используемые масонами в их шифрах, не имеют прямого отношения к современному иудаизму или евреям как нации - все это связано исключительно с историей европейской оккультной мысли, растущей из того же абрахамического корня, что и три главных мировых религии. А когда столько разных сущностей растет из одного корня, неудивительно, что мы натыкаемся на клубок жалящих друг друга змей.

Но что тогда слова о Храме означают в действительности?

Возводя свою родословную к строителям Иерусалимского храма, масоны понимали это и метафорически, и буквально. Сооружение Храма Соломонова означало для них одновременно и «мистическое делание», практикуемое братством философов‑искателей, и вполне конкретное строительство некоего здания, ложи - или объекта.

Ту же цель ставили перед собой прото‑масоны, тамплиеры - считается, что их тайной целью была не «защита паломников», а именно восстановление Храма в соответствии с пророчеством Иезекииля.

Тот, кто читал это место в Библии, знает, что сделать это непросто. Пророчество многословно, туманно - и, несомненно, представляет собой символический шифр (разгадать который, кстати, тщетно пытался в последние годы своей жизни другой известный масон - сэр Исаак Ньютон).

Упорное и последовательное непонимание, или слишком буквальное толкование связанной с Храмом центральной метафоры масонства удивляет, но становится объяснимым, если мы вспомним, что историки - это почти всегда культурные материалисты. Они склонны воспринимать «Храм Соломона» как исторический сюжет, религиозную доминанту, свидетельство политического могущества и экономического подъема Иудейского царства и, наконец, как разрушенный памятник архитектуры. То есть они готовы увидеть в нем что угодно, кроме самого главного.

По древнееврейским представлениям, Храм - это место, где обитает Бог. Он может путешествовать в «шатре и скинии», а может, если будут соблюдены определенные условия, поселиться в своем «Доме».

Но Бог, понятное дело, не живет в Храме. Бог везде и нигде. Храм - это место, где Бог становится доступен для человека.

Если мы переведем эти представления на современный язык, у нас получится, что Храм - это некая материальная структура, делающая возможным земное проявление Божества. Своего рода, как говорят фантасты, портал между землей и Небом, искусство возведения которого было знакомо древним - и утрачено с развитием т. н. «прогресса» (термин «Портал» применительно к Храму Соломона впервые употребил именно Голгофский).

Все великие древние храмы служили такими Порталами. Но искусство их возведения было утрачено еще в римские времена. Тамплиеры, а вслед за ними масоны, обладали, по всей видимости, очень старым, но неполным чертежом (планом, описанием) Портала, называемого ими «Соломонов Храм». Их мистическое делание и было попыткой восстановить это знание в целостности по известным осколкам.

«Храм Соломона» в этом символическом значении - вовсе не огромное строение из камня, дерева и так далее. Такое здание - просто оправа. Важен вделанный в нее драгоценный камень: особым образом выстроенная в пространстве конфигурация материальных объектов, алхимических элементов и оккультных символов (именно ее структуру и состав описывает масонская криптосимволика). Такие выражения как «Magnum Opus», «философский камень» и так далее указывают на то же самое.

Отметим, что «Храм» вовсе не должен быть чем‑то гигантским. Его физический размер неважен; маркиз Сен‑Ив д’Альвейдер по некоторым сведениям завершил Magnum Opus, случайно собрав «Храм Соломона» из кусочков золота, серебра, свинца, пластинок слоновой кости со знаками «Алеф‑Бет» и других подобных материалов прямо на своем рабочем столе в По, - и был ослеплен ударившим в него лучом божественного света.

Однако д’Альвейдер оказался не готов к откровению: по слухам, он после этого сошел с ума и вскоре умер; перед смертью он все время повторял, что Бог - это золотая рыбка. Другой мистик, английский драматург Кристофер Марло, вообще исчез во время подобного опыта, что было скрыто его братьями по ложе.

Исследователь, анализирующий масонскую тайнопись в попытке понять, что же представлял собой этот священный объект, или «Храм», обнаружит себя стоящим перед бесконечными рядами шифров, к которым нет ключа. Мало того, большая часть этих шифров вообще лишена смысла, и задача их только в том, чтобы сильнее запутать профана.

В некоторых ложах считалось, что знание о «Храме» состоит из двух частей - пророчества Иезекииля, записанного в Библии, и тайного ключа к нему, передаваемого в кругах посвященных: этой точки зрения придерживался, например, сэр Исаак Ньютон. Другие полагают, что Иезекииль имеет в виду лишь внешнюю оболочку, куда уместно было бы поместить Храм - и его описания не имеют иной ценности, кроме исторической и художественной.
* * *
Теперь мы можем наконец объяснить, почему вольные каменщики были сосланы в относительно пригодное для жизни место. Видимо, допрос кого‑то из членов «Тайного Закона» показал, что русские масоны близки к завершению великой работы - и Храм вот‑вот будет воссоздан.

Известно, что среди высокопоставленных большевиков были опытные оккультисты и мистики; по всей вероятности, они решили дать масонам возможность завершить Magnum Opus - под пристальным надзором ГПУ и в таком месте, где любые возможные эффекты и манифестации не повлекли бы за собой серьезных политических последствий. Если угодно, это была первая - и самая необычная - из всех гулаговских «шарашек».

У нас нет протоколов совещания большевисткого руководства по этому поводу - да и не факт, что такие протоколы велись вообще. Но зато сохранилось множество накладных, из которых видно, что на Новую Землю начиная с двадцатых годов отправлялись весьма странные грузы - и происходило это под прямым патронажем сначала ВЧК, потом ГПУ, НКВД, НКГБ и МГБ.

Во‑первых, большое количество древесины разных пород, часто ценных. Судя по всему, Храм строился, хотя бы частично, именно из дерева - оно легче и проще в траспортировке. Может показаться, что это несколько легкомысленный материал для подобного строительства - но вспомним, что царь Тира Хирам в свое время присылал на помощь строящему Храм Соломону именно плотников.

Во‑вторых, в чекистских накладных постоянно мелькают так называемые «субстанции» - вещества и материалы, часто упоминаемые в алхимических трактатах: сульфид ртути, оксихлорид сурьмы и подобное. К этой же категории можно отнести свинец, ртуть, серебро и даже золото (правда, доставлявшееся в Храмлаг в очень небольших количествах).

По накладным проходят так же слоновая кость (вспомним Сен‑Ив д’Альвейдера), хрустальные шары, разноцветные стеклянные элементы («витражные стекла»), а также множество различных книг, от Фолканелли до де Сен‑Мартена («О заблуждениях и истине» - отчего‑то было заказано именно издание конца XVIII века).

Словари древнеарамейского языка (sic!) - аж десять штук.

Колоды Таро (они заказывались постоянно, но есть версия, что их использовали для карточной игры - простые карты в лагере были запрещены).

В списках значатся иглы и тушь для татуировок (они тоже заказывались постоянно - и об этом мы еще скажем). Царская водка (смесь кислот; возможно, ошибка, вызванная чьей‑то неграмотностью). Мечи (типа «гладиум», поясняет один документ). Циркули и мастерки. Бархатные фартуки. Зеркала и свечи. Реторты.

Учитывая то обстоятельство, что Храмлагом занималось сначала четвертое, а потом шестое отделение Секретно‑оперативного управления ГПУ - то есть люди, хорошо знакомые с методами дезинформации, - можно предположить, что значительная часть предметов включена в эти перечни с той же целью, с какой масоны составляли заведомо бессмысленные шифры и схемы: чтобы как можно сильнее запутать профана, решившего приблизиться к тайне.

Сегодня, разумеется, мы уже не сможем узнать, что действительно требовалось вольным каменщикам для работы, а что вносилось в реестры для маскировки. Но вот, например, бархатные фартуки до Храмлага не доехали совершенно точно - с одеждой у масонов были большие проблемы.

Заключенным доставляли кое‑какую еду (часть они добывали сами, охотясь на морского зверя) и необходимые для изысканий материалы, но к бытовой стороне их жизни власть была равнодушна - считая, видимо, что масоны должны жить в такой же безрадостной мгле, как и все советские люди.

Мы знаем об этом, потому что сохранилось много доносов, написанных агентами ГПУ, внедренными в Храмлаг. Об этих документах, позволяющих приблизительно судить о происходившем в поселении, следует рассказать особо.

Литература

Previous post Next post
Up