А.С. Пушкин (1830 г.): «Англия есть отечество карикатуры и пародии. Всякое замечательное происшествие подаёт повод к сатирической картинке…»
В моём непринуждённом кратком исследовании (эссе!) о метаморфозах образа России в иностранной карикатуре (надо сказать, что попытки такого исследования предпринимались неоднократно) есть несколько ответов в конце задачника, но к ним пока никак не могу подобраться.
Возможно, и не подберусь, потому что настоящей Истории свойственно зачищать отдельные следы своего прошлого.
Один интересный момент, который косвенно относится и к данному эссе -- "тёмные времена" для карикатуры, которые наступили после "золотого века британской карикатуры", закончившегося после Наполеоновских войн.
Вряд ли завершение этого "века" связано со смертью ведущих британских карикатуристов:
Исаака Крукшенка -- умер в 1811 (у него и сыновья карикатуристы были)
Джеймса Гилрея -- умер в 1815 (в 1806 году начал терять зрение, поэтому последнюю свою карикатуру нарисовал или в 1809, или в 1811 году. В последние годы жизни страдал также от душевного заболевания).
Генри Уильям Банбери -- умер в 1811.
Возможно, причина определенной творческой деградации в том, что после Наполеоновских войн политика и политическая сатира перестали быть столь популярным товаром
Главным героем подавляющего большинства английских карикатур конца XVIII - начала XIX вв. был генерал Наполеон Бонапарт.
Его называли Бони -- Boney).
Из эссе Орлова А.А. (
тыц):
"Британские сатирики выполнили важнейший социальный и политический заказ, создав такой образ Наполеона, который не мог вызывать у читателя и зрителя никаких других чувств, кроме отвращения и презрения пополам с насмешкой.
В немалом числе гравюр рядом с образом Наполеона присутствует и карикатурный обобщённый образ британца, который представлен не менее комично, чем его главный противник.
Смешные изображения отцов нации также работали на победу Великобритании, позволяя людям, хохочущим над ними, «выпустить пар» недовольства.
В Англии конца XVIII- начала XIX вв. одним из самых сильных, относительно недорогих и оперативных средств воздействия на сознание людей стали сатирические рисунки или цветные гравюры (карикатуры).
Карикатуры приобрели чрезвычайную популярность во всех слоях британского общества.
Британский либеральный историк Дж.М. Тревельян писал, что в эпоху наполеоновских войн карикатуры «господствовали над умами и воображением века так же, как фотография и фильмы господствуют над нашими».
В годы войны, которая длилась почти непрерывно с 1793 по 1815 гг., каждому англичанину с младых ногтей внушали ненависть к Наполеону.
Такое впечатление оставалось с человеком на всю жизнь.
При одном упоминании имени Наполеона в сознании британца, прежде всего, пробуждались ненависть и желание защищаться.
«С именем Бонапарта я мысленно связывала всякие злодейства и ужасы. Рассказывающие о нём в моём присутствии приписывали ему столько преступлений, одно другого ужаснее, что я стала считать его худшим из людей» - вспоминала Элизабет (Бетси) Абелль (в девичестве Балькомб), впервые увидевшая Наполеона на о. Св. Елены, когда ей было 14 лет.
Главная заслуга в создании сатирического образа Наполеона принадлежит выдающемуся британскому художнику Джеймсу Гиллрею (1757 - 1815).
Своими карикатурами он на долгое время задал тон в изображении «корсиканского чудовища», рисуя Наполеона в виде кровожадного карлика в огромной шляпе, в сапогах не по росту, с длинной саблей на боку и с перекошенным от жадности ртом.
Укусы сатиры больно задевали самолюбие Наполеона, о чём свидетельствует его требование включить в условия Амьенского мира с Великобританией (1802 г.) пункт о том, чтобы «пасквилисты, т.е. писатели, которые осмелятся осуждать его персону или его политику, были приравнены к убийцам или фальшивомонетчикам и были выданы ему головой».
Официальная французская газета «Монитёр Юниверсель» в это время анонимно опубликовала несколько статей Наполеона, посвящённых «полемике с английскими газетами, где часто появлялись направленные против него лично заметки и карикатуры».
Но лондонское правительство, зная цену карикатуре, не тронуло ни одного из крупных сатириков, арестовав для вида несколько никому не известных лиц.
...в ожидании победы карикатуристы довольствовались насмешками над личной жизнью и семьёй Наполеона. Богатый материал предоставляли им многочисленные родственники императора, ставшие царствующими особами. Работая над этой темой, в полной мере проявили свои таланты художники Ричард Ньютон, Генри Бамбери, Джордж Вудвард, а также целая плеяда анонимных мастеров.
Современник описываемых событий - Генри Энджело - упоминал в мемуарах около двадцати карикатуристов-любителей, среди которых были офицеры, актёры, духовные лица, коммерсанты, помещики (сквайры) и титулованные особы.
Карикатурист Томас Роуландсон (1757 - 1827), работавший в иной, нежели Гиллрей, манере, противопоставил его остро-политическим, даже клеветнически-личным рисункам собственные гравюры-комедии, воздействие которых на зрителей оказалось не менее сильным. Британский искусствовед Р. Виленски утверждал: «…Роуландсон был величайшим английским карикатуристом-комментатором. Его огромное творческое наследие представляет собой своеобразный английский эквивалент “Человеческой комедии” Бальзака». Мишенью для своей сатиры Роуландсон избрал, прежде всего, отношения Наполеона с его жёнами (первой - Жозефиной Богарне - и второй - австрийской эрцгерцогиней Марией-Луизой). В рисунках на эту тему он использовал стереотипный образ ветреного француза, который легко меняет женщин, но, в конце концов, застигнутый врасплох, бывает бит и надолго попадает под каблук.
В июне 1812 г. Наполеон напал на Россию. В Великобритании, которая вскоре после начала войны вновь стала союзницей Александра I, с неослабевающим интересом следили за ходом событий. Естественно, это не могло не получить освещения и в британских карикатурах. Надежда на неизбежное поражение Наполеона выражена, например, в анонимной гравюре «Долина теней смерти».
В это время во всей полноте раскрылось дарование Джорджа Крукшенка (1792 - 1878), одного из самых талантливых британских художников XIX в., стремившегося откликаться на любые события, будь то заграничные войны Великобритании, жизнь королевского двора и высшего общества, заседания парламента, реформа англиканской церкви или бытовые проблемы простонародья.
В конце 1812 - начале 1813 гг. вышли в свет его карикатуры:
-- «Едва избежал опасности, или Большой прыжок а-ля Гримальди»,
-- «Великие сановники, покрытые снегом, вступают в Варшаву»,
-- «Мюрат принимает парад Великой армии»
-- «Возвращение героя» и др., изображающие разбитую и замерзающую французскую армию, а также бросившего её на произвол судьбы Наполеона.
После изгнания из России Наполеон в глазах британцев, постепенно освобождавшихся от страха, стал так незначителен, что можно было смеяться над его планами (анонимная карикатура «Бони и весёлые парни из Парижа планируют новое триумфальное вступление в Москву»), пророчествовать о том, что он попадёт в ад (карикатура Крукшенка «Пророчество, или Дьявол получит наконец то, что ему принадлежит»), прогнать его с европейской сцены, как нашкодившего мальчишку (анонимная карикатура «Подмостки европейской сцены в декабре1812 г.») или просто потушить, как выгоревший огарок, что делает храбрый экзотический казак на офорте того же Крукшенка «Казак тушит Бонапарта». С лёгкой руки художника этот самый легендарный казак надолго станет трафаретом всего «русского» в представлении европейцев. Бородатое существо в папахе с пером, собирающееся пуститься в пляс, элегантно отставив мизинец, снимает нагар (Наполеона) с догоревшей свечки. Рядом на стене висит картина, дублирующая тот же сюжет, но здесь казак надевает свечной колпак на крохотного императора".
=================
Надо сказать, что с казаком, Бони и французами карикатур много
Следует заметить, что британские карикатуристы, конечно, преуспели в информационных атаках на Бони, но не гнушались и плагиатом.
Уже
приводил примерсразу после выхода карикатуры признанного мастера Исаака Крукшенка, издатель заказывает точную копию другому художнику.
Оба листа изданы Томасом Уильямсоном, второй лист атрибутируется Чарльзу Уильямсу, чрезвычайно продуктивно работавшему в эпоху наполеоновских войн.
Слева: Исаак Крукшенк. Медведь становится посредником. 4 июня 1803.
Справа: Чарльз Уильямс. Медведь становится посредником. Июнь 1803. Лондон.
Или Иван Иванович Теребенев нарисовал картинку "Русский танец".
Опубликовано Иваном Петровичем Глазуновым 13 января 1813 года.
Бони танцует на картинке гопак.
Картинка Теребенева в какой-то момент дошла до Лондона и Джодж Крушенк немедленно её перерисовал.
Опубликовано 18 мая 1813 года. Русские учат Бони танцевать:
Плагиат чистой воды
После Наполеоновских войн искусство карикатуры стремительно деградирует (мне кажется).
Достаточно взять несколько карикатур 20-х, 30-х, 40-х гг. 19 века и сравнить их с карикатурами эпохи Наполеоновских войн, становится очевиден "провал"/
До "провала"
После -- например, 1878
предыдущие части
Daily Graphic, 4 марта 1873 года. Создатель: Фрэнк Белью. J.J. van Brederod (Хаарлем, Голландия), 1870 год долгих семь лет Метаморфоза спрута_часть 4