Как я стал айтишником

Jul 17, 2014 19:20

На днях показывал Димке, на каких компьютерах мы учились в школе. И понеслись воспоминания дальше и дальше. Решил вспомнить, как все начиналось, и как я стал в итоге айтишником.

Первое мое знакомство с компьютерами случилось в первом классе школы. Школа была самой обычной, зато у нас был необычный экспериментальный класс, так что в нашей программе с первого класса были уроки логики и информатики.

Хоть я и пошел в школу еще в СССР, но компьютеров на перфокартах уже не застал. Правда, перфокарты в школе применялись повсюду: на них писали задания для контрольных и самостоятельных работ.

В классе информатики у нас стояло 12 компьютеров БК-0010.01Ш. Такие же как на фото ниже, только рамка вокруг экрана была из темно-серого пластика.



Клавиатура крупнее:



У этих компьютеров была только оперативная память. В бытовом варианте для хранения программ использовались кассеты, а школьные варианты подключались в сеть и управлялись с учительского компьютера ДВК-3 с огромным толстопузым монитором:




Еще тогда, в первом классе, меня вдохновили компьютеры. Мы писали какие-то очень примитивные программы, которые на определенную строку выдавали заготовленный ответ. Как сейчас помню, можно было написать "сколько у машины колес" и высвечивался ответ "4". Но для нас это было чудом :)

Кроме программирования учительница часто включала нам игры. Был аналог Digger'а, который мы называли "уточкой", потому что главный персонаж был в виде прямоугольника с дакфейсом бантиком, напоминающим утиный клюв. Еще были "Змейка", "Бомбардировщик" и игра, в которой нужно было победить врага, уворачиваясь от стрел, которые летели градом.

В школе нас учили программированию на Бейсике (а именно Бейсик-86, еще его называли Бейсик Вильнюс). Несмотря на плохое преподавание, когда вместо того, чтобы пояснить суть алгоритма, заставляли его просто зазубрить, у нас каким-то чудом сохранился интерес к программированию.

Помню, классе в седьмом мы с приятелем написали программу "Тест по географии". Программа была ужасно длинной... строк 50-60! :) Поэтому, насколько я помню, на уроке мы ни разу ее набрать так и не успели. Ах да, стоит отметить, что программы мы чаще всего писали в тетрадях, а не сразу на компьютерах. Интересно, сейчас тоже учат программированию на бумаге?
У нашей программы была заставка в виде гор (ломаная линия в нижней части экрана), над которыми пролетает солнышко, а затем появляется название "ТЕСТ ПО ГЕОГРАФИИ".
Далее программа задавала по очереди 10 вопросов, а в конце выдавала оценку в зависимости от количества правильных ответов.
Так как такую большую программу набрать в школе мы не успевали, то первый раз получилось ее запустить только у друга дома. У него был Спектрум!



Конечно, чаще всего мы играли, загружая игры с кассет. Но иногда и программили. Удивляло отличие синтаксиса Бейсика, записанного в Спектруме, от того, который был у нас в школе. А еще на телевизоре была цветная картинка, в отличие от школьных ч/б мониторов.

Следующим этапом постижения компьютеров были уроки УПК, которые начались, если я правильно помню, в 9 классе. Они проходили не в школе, а в учебном центре в центре города.
Там в учебных классах стояли 286-е компы. На них уже был DOS, Total и Volkov Commander'ы.



Из языков программирования нам преподавали Pascal. Это был большой шаг вперед по сравнению со школьным Бейсиком. Познакомившись с Паскалем, я долго программировал только на нем.



Году этак в 98-м у школьного друга появился компьютер, первый Пентиум. На нем уже выбор игр был куда больше, чем на Спектруме. А главное, для того, чтобы запустить игру, не нужно было ждать 15 минут, а то и больше, пока она скопируется с кассеты. Да и игры были на голову круче и интереснее.
Но несмотря на соблазн играть в игрушки и ничего больше не делать, мы кодили, нам это нравилось! Однажды, когда мы ездили к родственникам в Белоруссию, купили там "Компьютерную газету". В ней был опубликован рассказ "Шутки скучающего ламера". Кстати, этот рассказ до сих пор можно найти в сети. Мы тогда не знали значения слова "ламер", поэтому считали, что это какое-то крутое звание и тоже хотели быть ламерами :)
В общем, мы решили ради развлечения повторить функциональность описанной в рассказе программы-шутки. И даже написали похожую.

В 99-м году компьютер появился и у меня. Изучение ДОСа, Винды и интернета на некоторое время заменили тягу к программированию, но не полностью.
Увидев интернет, захотелось изучить, как устроены и работают странички и сайты. Тогда я стал изучать HTML и CSS.



Потом я поступил в университет. На первом курсе на парах по информатике нам опять давали Паскаль. Это было скучно, потому что многое из того, чему нас учили, я уже знал со школы. На практических занятиях успевал сделать несколько вариантов заданий. В самом начале семестра, когда программы были простенькими, делал по 17 вариантов за пару. Ближе к концу года программы стали сложнее и длиннее, поэтому успевал набрать всего 3-5 вариантов :)

Логичным продолжением программирования на Паскале была среда разработки Delphi. В ней был визуальный конструктор окна программы, а для внутреннего описания логики использовался по-сути тот же Паскаль.



На Делфи я писал мало. Из того, что запомнилось, сделал отправлялку СМС-ок на МТС (тогда еще UMC) и Киевстар с сохранением номеров в записную книжку.

Потом на 3-4 курсе универа мы изучали ассемблер. На кафедре стояли старенькие 286-е и 386-е компы, но они отлично подходили для экспериментов на ASMе: мы писали в COM и LPT порты (кто сейчас такие помнит? :)), работали с системными прерываниями.



Кроме ассемблера под стандартные процессоры семейства 8086, учили еще ассемблер, на котором можно было программировать микросхемы Atmel.



Вот это было невероятно интересно. Пожалуй, самое интересное из того, что мы делали на родной кафедре. Ведь написанную программу можно было через программатор записать в микросхему, а из микросхемы можно было сделать систему управления роботом, который четко выполнял заданную последовательность действий.

Все это время я не забывал учить HTML/CSS, верстал простенькие странички. В какой-то момент закономерно пришел к изучению PHP. Помню как начал читать книгу по PHP 4 и это был разрыв шаблона! Совершенно непривычный после Паскаля синтаксис. Отсутствовала строгая типизации переменных. Совершенно другой мир!
Менять привычки было тяжело и обучение по книге продвигалось медленно.

Пока имел дело с ассемблером в институте, само собой заинтересовался дизассемблированием программ и обходом защит. Чуть позже начал интересоваться настройками операционки, сети и т.д. Я даже думал, что начну свою карьеру помощником сисадмина.
Но сложилось иначе. Приятель по районной локалке предложил мне пойти работать PHP программистом в компанию, где он трудился. Тогда эта фирма называлась Advanware, а позже стала небезызвестной в IT среде компанией W3 Ukraine.
На мои возражения, что я не сильно умею программировать на PHP, он сказал лишь, что язык легкий, быстро освоишь. И оказался прав :)
В общем, я окунулся в мир PHP и MySQL. Тут мне и пригодились знания по HTML/CSS, которые приобрел ранее.



Вот так я и стал айтишником. Много воды утекло с тех пор, я перешел в менеджмент, где и тружусь поныне. Но тяга к программированию никуда не делась, так что время от времени люблю тряхнуть стариной и окунуться в мир написания кода!

детство, работа, школа, воспоминания, я, интернет, интересное, w3, фото, компьютеры

Previous post Next post
Up