Братья

Nov 06, 2014 10:18

Этого парня мы заметили ещё на вступительных экзаменах. Спокойный, рассудительный, порой медлительный, он казался каким-то не от мира сего. Приятель, с которым мы вместе поступали, кивнул: "Афганец"... Тоже из Тирасполя..." В сентябре началась учёба, мы познакомились поближе...

Серёга Зенкин закончил ПТУ, работал на заводе, увлекался историей и был единственным из нас, кто выезжал на археологические раскопки. В Афганистан он попал в начале 80-х, был контужен, награждён. О службе своей говорить не любил, но иногда проскальзывали его суждения, из коих мы понимали, что пришлось парню нелегко. Когда в 1989-м году наконец-то вывели войска из Афганистана и назвали цифры потерь, Серёга усмехнулся и зло произнёс: "Четырнадцать тысяч... Смело умножайте на десять..." Наши отношения были приятельскими, не более того. До одного почти анекдотичного случая.
Мои родители имели свой круг друзей и периодически вместе с ними отмечали праздники, встречались на каких-то мероприятиях. И вот после одного из таких мероприятий мамуля мне рассказывает: "Сидим, общаемся, спрашиваю у Аллы с Мишей о её сыновьях". Та отвечает: "Младший - ровесник твоего Володи, сейчас в армии, а старший, представляешь, поступил в университет! Сама от него не ожидала: сутками сидел за книгами, готовился, ходил на какие-то курсы..." Мамуля осторожненько спрашивает: "А в какой университет-то? В одесский?" "Нет... В кишинёвский..." "Да ты что?! И мой в этом году поступил в кишинёвский! А на каком факультете твой старший?" "На историческом..." "Надо же! И мой на историческом..." Дома мы от души посмеялись: "Надо же, как тесен мир!"
В университете Серёга подошёл ко мне и, широко улыбаясь, пробасил: "А наши родители, оказывается, вместе революцию делали!" С этих пор мы стали общаться теснее. В нашей группе было трое тираспольчан, четверо бендерчан, остальные из других городов Молдавии. Учился Серёга средне. Видно было, что он старается, но всё-таки, гранит наук был не для него. Намного лучше у него проявлялись практические навыки. Что, в-принципе, не мешало ему сдавать зачёты и экзамены.
В 1990-м один из нашей тираспольской "тройки" стал предпринимателем и возглавил молодёжный центр "Проба". Зная Серёгины качества (надёжность, ответственность, исполнительность), он взял Зенкина к себе заместителем. И понеслось... Бизнес, контракты, товары. Какие-то встречи, проблемы и прочие кооперативные необходимости. В 1991-м году я женился и тоже пришёл в молодёжный центр. Наш общий приятель подвёл меня к бородачу в форме-"афганке": "Догадайся, кто это?" Я в недоумении: "Слушай, да я как-то затрудняюсь... Ты хоть намекни..." "Это Зенкин! Младший!" Так я познакомился с Андреем Зенкиным. Андрей был полной противоположностью брата - весёлый, юморной... Но с таким же густым басом и основательностью!:)
Все вместе мы работали, делали какие-то дела, шумно отметили новоселье Зенкина-старшего (как "афганцу", ему выделили "однушку" в старой "хрущёвке"). Серёга женился!
В марте 1992-го года у меня родился сын, и несколько дней я приходил в роддом. 21 марта с утра, как многие молодые папаши, я стоял под окнами и пытался докричаться до жены. Сзади меня так же громко звал свою Свету ещё один молодой папаша!:) Уж больно знакомым мне показался его голос.:) Обернулся - Зенкин-старший! "Серёга, а ты чего здесь?" "Того, что и ты! 20-го марта родила мне дочку!" "Ха! А мне 17-го марта сына!" Мы поздравили друг друга, обнялись...
Проработали мы вместе около года, затем я "ударился" в ТРИЗ. А с Зенкиными продолжал периодически общаться (особенно с Андреем). У Серёги были свои бизнес-дела и виделись мы редко. Девяностые устроили проверку на прочность всем. Кто-то выстоял, сумел найти своё место в жизни... Андрей Зенкин поступил в тираспольский университет, с головой окунулся в студенческую жизнь, стал одним из основателей студенческого культурного центра. Имея хорошие природные данные и голос, он часто появлялся на мероприятиях республиканского и городского масштаба, пел в хоре городского дворца культуры.
Серёге повезло меньше... Закупив по контракту какую-то технику, Серёга то ли не смог её продать, то ли лишился её, так как "кидал" в то время было предостаточно. Выражаясь языком девяностых, "попал Серёга на бабки". Сумма была огромная и пришлось продать не только квартиру, но и коллекционную библиотеку. "Лихие" ребята требовали вернуть долг как можно скорее, угрожали семье... Серёга сломался... От переживаний он заболел сахарным диабетом, быстро перешёл на инсулин и за какие-то год-два превратился в тяжелобольного человека. Имея перед глазами пример отца, я хорошо понимал, что диабет делает своё чёрное дело.
Нулевые начались для Зенкиных трагически: у матери обнаружили какое-то психическое расстройство, прогрессирующее очень быстро. Прожив с тяжёлой болезнью около года, она умерла. Через несколько лет умер их отец. Братья остались вдвоём. Жена от Серёги ушла и ему пришлось самому справляться с болезнью и бытовыми проблемами. Последний раз я видел Зенкина-старшего в 2006 году. В ЖЭКе, куда я забежал за справкой о составе семьи, меня слабо окликнули. Я обернулся. Передо мной сидел Серёга. Полуслепой, без зубов, невообразимо худой... Очень обрадовался, увидев меня. "Как ты, Серёга?" Он тяжело вздохнул: "Сам видишь... Диабет скоро меня съест совсем..." "Держись, Серёга, держись..." "Я постараюсь..." - он вроде воспрянул духом, - "хочу попробовать последнее средство - народную медицину..."
Летом я встретил Андрея. "Серёга умер..." "Ты теперь совсем один?" Андрюха ничего не ответил.
В 2009 году мой сынуля поступал в университет и первым, кого мы увидели перед экзаменационными испытаниями, был Андрей! Своим зычным голосом он вещал абитуриентам о правилах сдачи экзаменов и разводил их по аудиториям. Последние годы случай нас сводил часто. То в маршрутке встретимся, то в университете, то во дворце пионеров, то просто в городе пересечёмся. "Как дела, Андрюха?" "Да потихоньку... Всё с молодёжью, да с молодёжью..." Прошлой осенью ехал я в маршрутке с занятий. Слышу сзади знакомый голос: "за проезд передайте!" "Андрюха!" "Видел-видел тебя по телику!" "Да и ты с голубых экранов не вылезаешь!" Андрюху распирала гордость: "Так ведь зовут!" "Ну и здорово! А я вот развёлся... Опять женился..." Андрюха присвистнул: "Ну ты даёшь! А я вот так и не женился!"
В начале января сынуля пишет мне сообщение: "Папа, ты Зенкина знал?" "Обоих... Тебя какой интересует?" "Андрей... Посмотри на сайте университетском соболезнование. 2 января умер...." Ужас какой! Открываю страничку, а там чёрным по белому: "Не стало Андрея Михайловича Зенкина... До сорокапятилетия не дожил всего месяц..."
Вновь возвращаюсь в конец восьмидесятых... Ещё до поступления, в 1987 году повезли нас, призывников, на медкомиссию в Кишинёв, на республиканский сборный пункт. В ПАЗике, где мы ехали, особенно выделялся крупный парень с мощным басом: "Заберут в армию, пойду в хор песни и пляски!" Светлая память вам, Серёга и Андрюха...

Владимир Богат, время колокольчиков, история

Previous post Next post
Up