Навеяно постом камрада, желающего обучиться на автожир.
Итак, попробую у себя сравнить эти два ЛА со своей точки зрения.
Если будут комменты по делу, буду пост дополнять
Плюсы автожира:
1. Возможность посадки "в точку". То есть вынужденная неизвестно куда безопаснее.
2. Более широкий диапазон скоростей. Кстати, не как у всех ЛА, автожир на маленькой скорости требует большей тяги, вплоть до взлётного режима, насколько я знаю. Что будет если на минимальной скорости откажет двигатель, для меня пока вопрос открытый.
3. Закрытая тёплая кабина.
Минусы автожира:
1. Нет возможности поставить спассистему.
2. Ротор и система его подвеса - это крайне высоконагруженный узел. На форуме не раз краем глаза видел, что люди пишут об образовавшихся трещинах у комля лопасти. Необходимо крайне тщательно следить за ротором.
3. Нет страховочных тросиков в узле подвеса и сделать их невозможно. То есть подшипник и остальное, на чём держится ротор, не дублированы и жизнь пилота и пассажира "висит" только на них.
4. Цена.
5. Низкое аэродинамическое качество (порядка 3).
6. Из п.5 следует необходимость установки более мощного мотора и, соответственно, бОльший расход топлива.
Плюсы дельталёта:
1. Хороший аппарат летит действительно сам. Отпустив ручку управления, можно не беспокоиться ни о чем. Аппарат сам поддержит балансировочную скорость и сваливание ему не грозит. Знаю случай (от человека, которому нет оснований не верить), когда пилот на некоторое время потерял сознание и очнулся, продолжая лететь. Думаю, что ни на самолёте, ни на автожире, такое невозможно.
2. Аэродинамическое качество хорошего аппарата может быть на уровне сверхлёгких самолётов. Мой аппарат, далеко не топовый, по моим подсчётам имеет качество около 9.
3. Как ни странно, моё мнение, что дельталёту болтанка менее страшна, чем автожиру. Попытаюсь обосновать. Как известно, самые критические моменты полёта - это взлёт и посадка. Так вот автожир с предраскрученным ротором очень неустойчив. В интернете есть масса видео с опрокидыванием автожира на разбеге. Видимо, из-за боковых порывов ветра. Ни разу не видел такого про дельталёт. После отрыва и набора хотя бы 50м дельталёту не страшно почти ничего. Ветер 15 м/с не опасен, если это не шквал перед грозовым облаком и тому подобные опасные явления, которые, в общем-то опасны всем ЛА, в том числе и автожирам.
4. Взлёт с неподготовленной плащадки, на которую до этого сел с подбором с воздуха, уверен, пройдёт спокойнее на дельталёте.
5. Цена
Минусы дельталёта:
1. Ткань паруса боится ультрафиолета. Хранение под чехлом, а лучше, конечно, в ангаре.
2. Открытая кабина. Зимой холодно. Компенсируется теплой одеждой, теплыми стельками и вкладками в рукавицы. Полетать час можно по сути в любой мороз. Больше уже под вопросом.
В общем, моё личное мнение. Дельталёт идеальный аппарат пилота любителя, летающего для души в свободное время.
Ещё интересный случай про болтанку. Как-то я летал на дельталёте и впереди меня зашёл на посалку самолёт SportCruiser под управлением очень опытного и уважаемого пилота. Когда мы приземлились, он вышел из своего самолёта и говорит что-то в духе "ну и колбасит". Меня тоже колбасило, но совершенно не настолько, чтобы была причина для волнений. Бывало, приходилось летать и в погоду похуже.
2012 год. Мой аппарат ещё на старом крыле. Прилетел в гости к другу.
Мне кажется, что на этой "ВПП" самолёту точно ловить нечего. Насчёт автожира не знаю. На тот момент у меня налёт был менее 50 часов точно. Касание сразу после поворота дороги на заднем плане. До полной остановки примерно 50м. Взлёт домой обратным курсом. Вперёд не разбежишься.