Чем отличается абьюзер от нормального человека с нюансами?

May 06, 2024 13:38

By Adenarzuata Murz at https://www.facebook.com/adenarzuata/posts/pfbid02TmZ6z1BW4gNUqGjv9mFcKWa9ZLQvTBWwUrnE8ZK9ZuJrokVnWAg5gPy2n1nAbc7sl

1. Мотивацией. Центральная мотивация абьюзера -- ощущение власти над другим человеком. Он может хотеть и продуктов власти, но они прилагаются, они вторичны и ими часто готовы пожертвовать. Главное - получить эмоциональное обслуживание как можно большей интенсивности. Не обязательно прям править миром, жизненные мелочи вроде отжать себе право на пульт телевизора тоже подойдут.

2. Убеждениями о безнаказанности и/или допустимости зла. Откуда берутся эти убеждения, иногда напоминающие фанатичную веру в Сатану? Из двух источников:
2.1. Коллективное бессознательное. "Так принято". Если будешь делать такое-то зло, то тебе ничего не будет, потому что в обществе существует круговая порука называть зло добром, а любого, кто скажет правду, заклюют всем колхозом. Опора на коллективное бессознательное не иллюзорна, какими бы абсурдными не были утверждения, которые его наполняют. Это опора на живых людей, которые поддержат тебя и твои действия, в том числе силовым методом. Также, коллективное бессознательное обладает авторитетом оценки. Сам человек может понимать, что делает что-то не то, потому что это часто достаточно очевидно, но, раз ему разрешают люди, которые больше знают, какие-нибудь мудрые предки или священнослужители... Они ж старше, умнее, опытнее, образованнее... Можно усомниться в своем непосредственном восприятии, засунуть его куда подальше и взять готовый продукт у якобы мудрых людей.
2.2. Личный опыт безнаказанности за какое-то преступление. Если он очень яркий, то тянет на своеобразную психотравму. Человека в этом случае штырит от ощущения силы. Он тащится, что заборол систему, обвел Бога с дьяволом вокруг пальца и т. д. Это те преступники, про которых говорят, что их могила исправит. Они совершают преступления не по каким-либо практическим соображениям, их тянет добыть себе подобных ощущений. Они редко борются с этой тягой, да и проблемы в ней не видят. Они думают, что все люди так устроены - у них внутри тяга к аморальной прелести, почти смысл жизни, но они себе запрещают ее проявлять. Потенциально это и правда так, но в конкретном случае совсем не факт. Чтобы получить подобную психологическую конституцию, нужно пережить определенные события.
В некоторых случаях, 1 и 2 дополняют друг друга.

Люди могут быть сколь угодно проблемными, и тем не менее не являться абьюзерами. Они могут доставлять неудобства своей глупостью, инфантильностью, беспомощностью, эгоизмом, завышенными ожиданиями от жизни. На них может влиять тяжелая жизненная ситуация или поврежденное психологическое состояние. Все эти люди не стремятся к власти. У них другие цели, иногда черти какие. Важно то, что эти цели у них есть, и само наличие целей делает их договороспособными.
Никакие травмы детства не сделают человека абьюзером. Они сделают его травматиком, который может срываться на близких, а потом об этом жалеет. Это тяжелый человек, но не абьюзер. Травмы как таковые не влияют на систему ценностей. Они мотивируют проявлять неадекватную агрессию, но не диктуют, как ее оценивать, не запрещают отвечать за ее последствия, не мешают прилагать усилия к тому, чтобы подобное не повторялось.

Агрессия абьюзера лишена смысла. Это самоцель, как самоудовлетворение. Она не имеет конечной цели, она существует ради наслаждения процессом. Поэтому удовлетворить абьюзера, в том смысле, чтобы дать ему нечто, что остановит агрессию, невозможно. Абьюзер может и правда желать тех благ, которые выжимает из партнера, но все жертвы абьюза видели, как скучнеет его лицо, если даже принести ему луну с неба. Он со скукой откладывает луну в сторону и страдальчески морщится "А Солнце? А Туманность Андромеды? А дочь моей подруги принеслааааа..." Цель недовольства дочерью собственной не в коллекционировании лун, а в хроническом фрустрировании человека, который нуждается в любви. Абьюзеру нравится само ощущение власти, когда у него просят любви или пытаются купить любовь, а он отказывает. Для него это ощущение приоритетнее, чем ощущение близости с другим человеком, поэтому он просирает шансы получить близость. Это обычно удивляет людей, которые понимают, что шансов-то таких будет три с половиной в жизни, и просирать их несколько самонадеянно.

Сейчас иногда называют токсичным недовольство как таковое, но само по себе оно ни о чем не говорит. Нужно смотреть на то, цель оно или процесс. Люди могут быть недовольны друг другом по объективным причинам, в том числе морально нейтральным. Родственники с серьезной разницей в интеллекте, ценностях, темпераменте обычно друг друга недолюбливают и страдают от общения. Или недовольство может быть продуктом ситуации. У меня есть френдесса, которая работала с травмой отвержения. Ее брат на 10 лет старше, и все ее детство старался избегать липучей сестрички. Эти действия причинили травму, но можно ли в этом подозревать абьюз? Конечно, нет. Незрелый подросток не понимал, что делает. Он хороший человек, проблема лежит в другой плоскости. С такими ситуациями можно работать с олдскульным гуманистическим психологом, который будет разливаться "все люди хотят хорошего, но не всегда понимают, как его правильно достичь", "давайте попробуем найти взаимоприемлемый компромисс". Это сработает. С абьюзером - нет.

Как различить токсичное и адекватное недовольство? По формальным юридически доказуемым признакам - никак. Токсичное недовольство по форме невозможно отличить от обычной бытовой притирки. Два человека всегда будут доставлять друг другу неудобства, пока не согласуют образ жизни. Незакрытая зубная паста может объективно раздражать и быть каким-то важным моментом. В этот зазор и сует лапку абьюзер. Он проявляет недовольство именно там, где его все устраивает. Такое недовольство переживается совсем по-другому, чем естественное раздражение человека, которому наступили на ногу. Оно эмоционально другое.
Свидетелей продвинутого абьюза поражает степень неадекватности недовольства, оно выглядит очевидным безумием. Абьюзер ведет себя так, будто принимает участие в турнире принцесс на горошине и всерьез надеется взять кубок. Но он всегда начинает с неоднозначных мелочей, поэтому у жертв вырабатывается толерантность к ощущению неадекватности. А еще абьюзер может сочетать токсичное недовольство и объективное, он тоже не в раю живет, и это может вводить в заблуждение. Он, как наперсточник, миксует адекватное недовольство с клоунадой, чтобы выставить себя нормальным человеком, который хочет конкретных вещей.

Эти нюансы можно вычислить только анализом контекста. На "почему паста не закрыта?!" не написано крупными буквами, почему человек этого хочет. Это может орать человек, которому сто раз обещали ее закрывать и все равно не закрывают, и месяцами долбят этой каплей в темечко. Или человек, которому по фиг на пасту, он ищет, до чего доколупаться в замученном бытом партнере, который от усталости забывает закрывать. Или человек с ОКР, который обещал притормозить со своими требованиями к идеальному быту, но не всегда себя контролирует. Или человек с ОКР, который хочет нагло установить свои правила.
Также, помогает опора на собственное восприятие чужого эмоционального состояния. Иногда на человеке все же крупными буквами написано, что он обманывает. Не все ж психопаты или игроки в покер. Так вот, если признаки обмана очевидны (при запущенном абьюзе они демонстративны), то нет, это не показалось. Эту информацию нужно брать в рассмотрение. Не доверять себе слепо, нет, тут возможны ошибки, но обязательно брать как гирьку на весы сомнений.

Главное - не упрощать проблему, не искать "тот самый" волшебный ключик, который убедит, что в данном случае имеет место абьюз и ничто другое. Нет его. Диагностика абьюза -- всегда комплексный анализ. Решение принимается, как в суде, на основании ряда доказательств, ни одно из которых само по себе не является достаточным.

психология

Previous post Next post
Up