Хамза Хакимзаде Ниязи и концентрические круги

May 14, 2017 18:20

Авторы: Rina Gonzalez Gallego, Michael Uritsky
Источник: https://www.facebook.com/catherine.gonzalezgallego/posts/1929414053994491

Что связывает нетаких мужчин, концентрические круги и узбекского поэта и просветителя Хамзу Хакимзаде Ниязи?

Феминистки часто спорят о том, существует ли в природе такой диковинный зверь -- нетакой мужчина: не враг, не бенефициар патриархата, кто-то, от кого можно не ждать угнетения и прочих гадостей. Сначала разберемся есть ли мужчина - не бенефициар патриархата. Если класс А систематически присваивает ресурсы класса Б, то все члены класса А являются бенефициарами, даже если индивидуумы в классе А этого не хотят. Это не значит что люди не делятся по признакам кроме гендера и не гнобят и не угнетают по этим признакам -- раса, класс, инвалидность, не те штаны надел. Но если мы рассматриваем разделение по признаку гендера и распределение ресурсов по оному, то ясно кому выгоден традиционный порядок.


Теперь переходим к концентрическим кругам. Допустим самый большой круг у нас -- это все мужчины.
Круг поменьше -- это мужчины, не практикующие в отношении женщин насилие.
Круг еще поменьше -- это не практикующие насилие и к тому же готовые пожертвовать какими-то удобствами и благами, даваемыми просто за то, что мужчина (когда на одной и той же должности мужчина получает больше с мотивировкой "ему же семью кормить").
Круг еще поменьше -- это все раньше перечисленное плюс готовность пожертвовать социальным капиталом и мужской солидарностью. Как пример -- не пожимать руки посетителю проституток, насильнику и алиментщику, и иметь с этого ушат помоев.
Круг еще поменьше -- готовность пожертвовать чем-то серьезнее социального капитала, как пожертвовал своей свободой Лев Копелев (подал командованию рапорт о насилиях советских солдат над немками и заступался за означенных немок, за что и сел) или как пожертвовал своей карьерой доктор Игнац Земмельвейс (одержимый спасением рожениц от родильной горячки, настроил против себя всю медицинскую общественность -- угадайте из кого она в те годы состояла -- и кончил жизнь в сумасшедшем доме).

А в самом маленьком круге у нас обитает Хамза Хакимзаде Ниязи. Он всю жизнь призывал соплеменников увидеть в женщинах людей, а женщин -- увидеть людей в самих себе. Он заплатил за это буквально всем что у него было -- собственной жизнью. 18 марта 1929 года мужчины кишлака Шахимардан забросали его камнями за то, что в праздник 8 марта женщины этого кишлака сняли паранджи.

[...] Никто не виноват, пока он сам чего-то не сделал. Но быть нетаким это на ступеньку выше чем быть невиноватым. Хочешь быть нетаким? не пользуйся привилегиями, которые тебе полагаются. Помоги тем, у кого этих привилегий нет. Научи пришедшую в мужскую профессию женщину секретам своего мастерства и не увязывай это с тем, будет ли она крутить с тобой роман. Не всем быть хамзами ниязи и игнацами земмельвейсами. Никто не требует ехать в Афганистан и там погибать. Но каждый на своем месте может быть нетаким. Они есть. Я знаю. Я верю, что с каждым поколением их будет больше.

феминизм

Previous post Next post
Up