Японский шпион из «Красного Маяка»

Feb 15, 2021 10:54


28 сентября 1935 года Блюхеровским районным отделением УНКВД по ЕАО был арестован член колхоза "Красный Маяк" из села Новотроицкого , 1899 года рождения, уроженец с. Кукелева, русский, из казаков.



Якимов Трофим Андреевич

Тогда же, в октябре-ноябре 1936 г., по этому же делу были арестованы:

Рогалёв Иван Федорович, 1885 года рождения, уроженец Забайкальской области, Александровский завод, русский, беспартийный, до ареста работал чернорабочим в/ч 2758.

Шохирев Тимофей Иванович, 1895 года рождения, уроженец с. Кукелево Блюхеровского района ЕАО, русский, до ареста работал конюхом в/ч 2758, проживал в с. Бабстово.

Пельменев Лев Петрович, 1898 года рождения, уроженец с. Новое Блюхеровского района ЕАО, русский, беспартийный, до ареста охотник-промысловик, проживал в с. Новое.

ЯКИМОВ обвинялся в том, что он с 1928 года состоял в контрреволюционной повстанческой организации в колхозе "Красный Маяк", был связан с ее руководителем Ушаковым Степаном, находившимся за границей. После развала этой организации продолжал поддерживать связь с Ушаковым Степаном, и по его указанию занимался сбором шпионских сведений.

Будучи председателем сельского совета, в 1932 г. ЯКИМОВ помог РОГАЛЕВУ получить по фиктивной справке паспорт, и в том же 1932 г. РОГАЛЕВЫМ был завербован для вредительской и шпионской работы.

По указанию УШАКОВА Степана и РОГАЛЕВА И.Ф. завербовал для шпионской работы ШОХИРЕВА и ПЕЛЬМЕНЕВА. Получаемые сведения от ШОХИРЕВА и ПЕЛЬМЕНЕВА, а также собранные лично, передавал приходившему летом 1935 г. из-за границы УШАКОВУ и РОГАЛЕВУ.

По заданиям РОГАЛЕВА проводил вредительскую деятельность в колхозе путем уничтожения конского поголовья. В предъявленном обвинении ЯКИМОВ полностью признал себя виновным.

РОГАЛЕВ обвинялся в том, что, прибыв из Александровского завода в Блюхеровский район, при содействии ЯКИМОВА получил фиктивную справку о соцположении и о месте рождения, на основании которой получил паспорт, а впоследствии в нем сделал подчистки.

По прибытии в Блюхеровский район ЕАО, РОГАЛЕВ обработал в антисоветском духе ЯКИМОВА, добился согласия ЯКИМОВА на проведение контрреволюционной деятельности, предложив ему организовать антисоветскую повстанческую группу в с. Ново-Троицком для проведения вредительской работы в колхозе, а в заключение завербовал ЯКИМОВА для проведения шпионской работы. Получив согласие ЯКИМОВА на проведение шпионской работы, контролировал его и получал от него сведения.

По делам шпионажа имел переговоры с ШОХИРЕВЫМ, и дал ему указание - выполнять требования ЯКИМОВА о сборе сведений о воинских частях и оборонном строительстве в районе.

Сам лично РОГАЛЕВ также занимался шпионской деятельностью, и с этой целью разъезжал по территории расположения воинских частей, в частности - Благовещенск, Хабаровск и ЕАО.

В предъявленном обвинении РОГАЛЕВ признал себя виновным только в том, что по фиктивной справке, выданной ЯКИМОВЫМ, получил паспорт и сделал в нем подчистки.

ШОХИРЕВ обвинялся в том, что он был завербован для шпионской деятельности ЯКИМОВЫМ, передавал последнему сведения об оборонном строительстве и воинских частях в районе. Имел переговоры по вопросу шпионской работы ЯКИМОВА с РОГАЛЕВЫМ, от последнего получал установку - выполнять задания ЯКИМОВА. Виновным в предъявленном ему обвинении ШОХИРЕВ себя не признал.

ПЕЛЬМЕНЕВ обвинялся в том, что он в 1933 г. был завербован ЯКИМОВЫМ для шпионской работы, в 1934 г. при встрече с ЯКИМОВЫМ передал ему сведения шпионского характера об оборонном строительстве в воинских частях. В предъявленном ему обвинении ПЕЛЬМЕНЕВ виновным себя не признал.

25 апреля 1936 года в г. Хабаровске Военным трибуналом Особой Краснознаменной Дальневосточной армии были признаны виновными и осуждены:

1. Якимов Трофим Андреевич - на основании ст. 58-1 "а", 58-7 и 58-11 УК РСФСР к 10 годам лишения свободы в ИТЛ, без поражения прав. Признан виновным в том, что с 1928 г. состоял членом контрреволюционной повстанческой группы, занимавшейся антисоветской агитацией, вредительством в колхозе и сбором шпионских сведений. Поддерживал связь с руководителем группы УШАКОВЫМ Степаном, который находился за границей и периодически приходил на территорию Советского Союза. После развала этой группы, в связи с арестом членов за вредительство, ЯКИМОВ, оставшись на свободе, продолжал поддерживать связь с УШАКОВЫМ С. и по его указанию занимался сбором шпионских сведений, которые передавал УШАКОВУ. В 1932 г., будучи председателем сельского совета, выдал РОГАЛЕВУ И. справку о том, что он, якобы, является жителем с. Ново-Троицкое, по которой РОГАЛЕВ получил паспорт для себя и жены. Кроме этого, ЯКИМОВ состоял в колхозе, занимался вредительской деятельностью, избивал и наносил телесные повреждения лошадям, выводя их из строя.

2. Рогалев Иван Федорович - на основании ст. 72 ч. 1 УК РСФСР к 1 году и 6 месяцам лишения свободы в ИТЛ, без поражения прав. По ст. 58-1 п. "а", 58-7 и 58-11 УК РСФСР он оправдан. Признан виновным в том, что получил по фиктивной справке, полученной от ЯКИМОВА, паспорта на себя и на свою жену, сделал в них подчистки и исправления, чем совершил преступление, предусмотренное ст. 72 ч. 1 УК РСФСР. Его обвинение по ст.ст. 58-1а, 58-11 и 58-7 УК РСФСР является недоказанным.

3. Шохирев Тимофей Иванович - на основании ст. 58-12 УК РСФСР к 3 годам лишения свободы в ИТЛ, без поражения прав. По ст. 58-1 "а" и 58-11 УК РСФСР он оправдан. Признан виновным в том, что знал о контрреволюционной деятельности ЯКИМОВА, в частности о том, что он занимался сбором шпионских сведений для передачи УШАКОВУ, и не сообщил об этом органам власти, чем совершил преступление, предусмотренное ст. 58-12 УК РСФСР.

4. Пельменев Лев Петрович - на основании ст. 58-1 "а” и 58-11 УК РСФСР оправдан.

Определением Военной коллегии Верховного Суда СССР от 10 июня 1936 года приговор оставлен в силе.

После осуждения Якимов Т.А. был этапирован в Карлаг (г. Караганда), а Шохирев Т.И. - в Сиблаг (г. Мариинск).



Спустя 62 года, 28 сентября 1998 года, Военная прокуратура ДВО пересмотрела дело по обвинению Якимова Т.А. и др. В ее заключении констатируется, что в 1936 году Военный трибунал признал установленным, что:

1. Якимов Т.А. с 1928 года состоял членом контрреволюционной повстанческой группы, занимавшейся антисоветской агитацией, вредительством в колхозе и сбором шпионских сведений. Поддерживал связь с руководителем группы Ушаковым Степаном, который находился за границей и периодически приходил на территорию Советского Союза.

После развала этой группы в связи с арестом её членов за вредительство он, оставшись на свободе, продолжал поддерживать связь с Ушаковым С., и по его указанию занимался сбором шпионских сведений.

В 1932 г., будучи председателем сельсовета, выдал Рогалёву справку о том, что он якобы является жителем с. Ново-Трицкое, по которой тот получил паспорт на себя и жену.

Он же, состоя в колхозе, занимался вредительской деятельностью, избивал и наносил телесные повреждения лошадям, выводя их из строя.

2. Рогалев И.Ф., получив по фиктивной справке, полученной от Якимова, паспорта на себя и жену, внес исправления, указав, что он житель Александровского завода, а жена - села Кукелево.

3. Шохирев Т.И., зная о контрреволюционной деятельности Якимова, в частности, о том, что он занимался сбором шпионских сведений для передачи Ушакову, не сообщил об этом органам власти.

На основе анализа материалов дела Военная прокуратура ДВО вынесла заключение и привела доводы, на основании которых Якимов Т.А. и Шохирев Т.И признаны подлежащими реабилитации.

Так, в материалах уголовного дела никаких доказательств о существовании в селе Новотроицком Блюхеровского р-на ЕАО контрреволюционной группы, и что Якимов являлся членом этой группы не имеется. Установлено, что подобные организации были созданы органами НКВД в результате фальсификации уголовных дел в отношении невинных лиц.

В деле также нет объективных доказательств о том, что Якимов занимался сбором и передачей за границу сведений разведывательного характера, вредительством в колхозе и выведением лошадей из строя.

По материалам дела Якимов осужден при отсутствии доказательств совершения вышеуказанных преступлений по политическим мотивам. На него распространяется действие п. «а» ст. 3 Закона РФ от 18 октября 1991 года «О реабилитации жертв политических репрессий» и он признается реабилитированным.

С учетом того, что Якимов признан необоснованно осужденным, то действие п. «а» ст. 3 вышеуказанного Закона РФ распространяется и на осужденного по данному делу Шохирева Т.И., и он также признается реабилитированным.

По материалам дела Рогалев И.Ф. действительно путем подчистки самовольно внес в паспорта изменения, что давало право жить в приграничном районе. Поэтому признано, что в этой части по ст. 72 ч. 1 УК РСФСР он осужден обоснованно, и оснований для опротестования состоявшихся судебных решений в отношении Рогалёва и его реабилитации не имеется.



Дом "японского шпиона" Трофима Якимова, с. Новотроицкое, 2012 год.

еао, история, политические репрессии, дальний восток

Previous post Next post
Up