5 декабря 2018 года. Начальник отдела надзора за водными ресурсами Департамента Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округу Коновалова Татьяна Владимировна связалась по телефону с гражданином, сообщившем о
свалке отходов в водоохранной зоне Новосибирского водохранилища.
![](https://ic.pics.livejournal.com/vberdske/77133288/494638/494638_900.jpg)
Во время телефонного разговора Татьяна Владимировна сообщила, что собственник земельного участка Илющенко Александр Петрович передал участок в аренду частному лицу, и это частное лицо несет ответственность за несоблюдение природоохранного законодательства.
Вместе с тем Татьяна Владимировна сообщила, что арендатор участка представил фотографии, на которых в куче мусора на его участке видны шприцы, а ей самой будто бы очевидно, что мусор приходит из рядом находящейся больницы.
И эти слова гражданин не смог пропустить мимо ушей: как потенциально инфицированные отходы могут просто выбрасываться на открытый воздух?
Предположив, что арендатор участка просто-напросто соврал, и сообщив о своих сомнениях собеседнику, он услышал от Татьяны Коноваловой, что специалисты выезжали на место и все видели своими глазами.
Расспросить о том, сообщила ли Татьяна Владимировна и кому именно о нарушении правил обращения с медицинскими отходами, гражданин не успел: старший государственный инспектор в области охраны окружающей среды со словами «Все, пока» бросила трубку.
Медицинские отходы класса Б
СанПиН 2.1.7.2790-10 устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур.
В соответствии с этими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами шприцы относятся к медицинским отходам класса Б - эпидемиологически опасным отходам, для сбора которых используются одноразовые непрокалываемые влагостойкие емкости с плотно прилегающей крышкой.
При сборе медицинских отходов класса Б запрещается снимать вручную иглу со шприца после его использования, надевать колпачок на иглу после инъекции, использовать мягкую одноразовую упаковку для сбора острых предметов, осуществлять любые операции без средств индивидуальной защиты и спецодежды.
При окончательной упаковке таких отходов для удаления их из организации одноразовые емкости (пакеты, баки) маркируются надписью «Отходы. Класс Б» с нанесением названия организации, подразделения, даты и фамилии ответственного за сбор отходов лица.
Закрытые одноразовые емкости помещают в контейнеры и затем в них перемещают на участок по обращению с отходами или помещение для временного хранения медицинских отходов до последующего вывоза транспортом специализированных организаций к месту обеззараживания/обезвреживания.
Доступ посторонних лиц в помещения временного хранения медицинских отходов запрещен.
Контейнеры должны быть изготовлены из материалов, устойчивых к механическому воздействию, воздействию высоких и низких температур, моющих и дезинфицирующих средств, закрываться крышками, конструкция которых не должна допускать их самопроизвольного открывания.
Для учета медицинских отходов класса Б служат следующие документы:
- технологический журнал учета отходов класса Б в структурном подразделении; в журнале указывается количество единиц упаковки каждого вида отходов;
- технологический журнал учета медицинских отходов организации. В журнале указывается количество вывозимых единиц упаковки и/или вес отходов, а также сведения об их вывозе с указанием организации, производящей вывоз;
- документы, подтверждающие вывоз и обезвреживание отходов, выданные специализированными организациями, осуществляющими транспортирование и обезвреживание отходов;
- технологический журнал участка по обращению с отходами, который является основным учетным и отчетным документом данного участка.
Утечка эпидемиологически опасных отходов?
Очевидно, что требования к обращению с медицинскими отходами достаточно серьезны, чтобы исключить их выброс на земли прибрежной защитной полосы.
Почему-то больше верится в то, что собственник и арендатор участка сами разбросали шприцы (при условии, что такие шприцы вообще были), пытаясь выставить себя в лучшем свете, чем в сговор лиц, ответственных за сбор, временное хранение и транспортировку медицинских отходов.
Тем не менее, в середине 2018 года стало известно об одном неприятном инциденте: в хирургическом отделении ГБУЗ НСО «Бердская городская больница» острые медицинские отходы собрали в прокалываемый пакет и при обращении с ними произошло предсказуемое - мужчина ужалился иглой.
К слову, по некоторым данным, вину в содеянном никто так и не признал, с главной медсестрой Малиновской Еленой Васильевной провели беседу и о произошедшем благополучно забыли.
До сброса медицинских отходов в прибрежную защитную полосу этот случай, конечно, не дотягивает, но явно свидетельствует о том, что правила обращения с такими отходами не всегда соблюдаются.
Гражданин решил не пускать ситуацию на самотек и обратился в Министерство здравоохранения, Следственный комитет, Генпрокуратуру и ФСБ России.
Обращение было таким:
5 декабря 2018 года между мной и начальником отдела надзора за водными ресурсами департамента Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округу Коноваловой Татьяной Владимировной состоялся телефонный разговор по существу моего обращения о складировании мусора в водоохранной зоне Новосибирского водохранилища.
Со слов Коноваловой я узнал, что арендатор участка с кадастровым номером 54:32:000000:1386, на котором была обнаружена свалка мусора, предоставил фотографии, на которых видны шприцы. Также в ходе разговора она сообщила, что ей очевидно, что мусор приходит из рядом находящейся больницы. Разговор мною записан, запись будет предоставлена по требованию.
Шприцы относятся к медицинским отходам класса Б, которые согласно п. 4.16 СанПиН 2.1.7.2790-10 в закрытых одноразовых емкостях (пакетах) помещают в контейнеры и затем в них перемещают на участок по обращению с отходами или помещение для временного хранения медицинских отходов до последующего вывоза транспортом специализированных организаций к месту обеззараживания/обезвреживания.
Утечка эпидемиологически опасных отходов могла произойти в следствие небрежного отношения персонала медицинского учреждения к своим обязанностям, нарушения правил безопасного обращения с отходами.
Прошу провести проверку и при наличии оснований привлечь виновных лиц к ответственности.
Его перенаправляли из ведомства к ведомству и в конце-концов отписались: невозможно провести проверку.
Стрелочники на службе
Вполне логично было рассчитывать на реакцию Министерства здравоохранения Российской Федерации, учитывая то обстоятельство, что стоял вопрос об утечке медицинских отходов из государственного учреждения здравоохранения. Однако вместо служебных проверок последовала отписка заместителя директора Департамента общественного здоровья и коммуникаций Киселева-Романова Алексея Анатольевича:
![](https://ic.pics.livejournal.com/vberdske/77133288/675115/675115_900.jpg)
Затем отписку прислал первый заместитель начальника Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Новосибирской области Гурдин Дмитрий Владимирович:
![](https://ic.pics.livejournal.com/vberdske/77133288/675365/675365_900.jpg)
Со слов которого поднятые в обращении вопросы относятся к компетенции органов прокуратуры, поэтому обращение направлено в Прокуратуру Новосибирской области.
Следственный комитет Российской Федерации направил обращение в Следственное управление по Новосибирской области, попросив организовать проверку:
![](https://ic.pics.livejournal.com/vberdske/77133288/675788/675788_900.jpg)
Но руководитель отдела по приему граждан и документационному обеспечению Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Новосибирской области Агарина Ольга Борисовна направила обращение в Прокуратуру Новосибирской области:
![](https://ic.pics.livejournal.com/vberdske/77133288/675980/675980_900.jpg)
И Управление Генеральной прокуратуры в Сибирском федеральном округе также направило обращение в Прокуратуру Новосибирской области:
![](https://ic.pics.livejournal.com/vberdske/77133288/676228/676228_900.jpg)
Из
статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»
3. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Несмотря на многочисленные ссылки на то, что поставленные в обращении вопросы относятся к компетенции Прокуратуры Новосибирской области, последняя своими решениями их все опровергла:
![](https://ic.pics.livejournal.com/vberdske/77133288/676573/676573_900.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/vberdske/77133288/676680/676680_900.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/vberdske/77133288/676890/676890_900.jpg)
Начальник отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики и природоохранного законодательства Зубахина Евгения Викторовна со ссылкой на все ту же компетенцию направила поступившие обращения в Управление Роспотребнадзора по Новосибирской области.
Управление Роспотребнадзора по Новосибирской области отыскало в обращении вопросы, относящиеся к компетенции Администрации Новосибирского района Новосибирской области и Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области, и направило в них копии обращения:
![](https://ic.pics.livejournal.com/vberdske/77133288/677149/677149_900.jpg)
О соответствующем решении сообщила заместитель руководителя Управления Самойлова Лада Витальевна.
Однако министр природных ресурсов и экологии Новосибирской области Даниленко Андрей Анатольевич не усмотрел в обращении вопросов, относящихся к его полномочиям:
![](https://ic.pics.livejournal.com/vberdske/77133288/677438/677438_900.jpg)
Переслав его обратно руководителю Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новосибирской области Щербатову Александру Федоровичу.
И в Администрации Новосибирского района Новосибирской области также не нашли в обращении вопросов, относящихся к их компетенции, в связи с чем обращение направили в несуществующую мэрию города Бердска:
![](https://ic.pics.livejournal.com/vberdske/77133288/677636/677636_900.jpg)
О соответствующем решении сообщил и. о. главы района Эссауленко Дмитрий Владимирович.
Обратитесь повторно
Управление Роспотребнадзора по Новосибирской области в лице заместителя руководителя Самойловой Лады Витальевны сообщило о невозможности провести проверку по обращению гражданина, так как оно подано без авторизации в единой системе идентификации и аутентификации:
![](https://ic.pics.livejournal.com/vberdske/77133288/678103/678103_900.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/vberdske/77133288/678300/678300_900.jpg)
Для реализации возможности проведения Управлением Роспотребнадзора по Новосибирской области мероприятий по контролю Лада Витальевна рекомендовала заявителю повторно обратиться в Управление письменно, лично или через сайт 54.rospotrebnadzor.ru.
Есть помещение под отходы класса Б
На запрос исполняющего обязанности главы Новосибирского района Эссауленко Дмитрия Владимировича ответил главный врач ГБУЗ НСО «Бердская городская больница» Краморов Юрий Николаевич:
![](https://ic.pics.livejournal.com/vberdske/77133288/678532/678532_900.jpg)
Как следует из его ответа, терапевтический корпус ГБУЗ НСО «БЦГБ» по адресу: г. Бердск, ул. Попова 10/1 (хотя этот корпус имеет адрес ул. Попова, 10/2) имеет свою контейнерную площадку под медицинские отходы класса А, в здании корпуса есть помещение под медицинские отходы классов Б и В.
Услуги по сбору, транспортировке и обезвреживанию медицинских отходов классов Б и В оказываются в соответствии с СанПиН 2.1.7.2790-10, утилизацией отходов занимается ООО «Центр Утилизации».
Факты не подтвердились
Таким образом, доводы старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Сибирскому федеральному округу Коноваловой Татьяны Владимировны о нарушении медицинским учреждением правил обращения с медицинскими отходами не нашли своего подтверждения.