Пасха на Марсовом поле в Санкт-Петербурге. Рисунок G. Broling
ЦИКЛ "ЛИСТАЯ СТАРЫЕ СТРАНИЦЫ"
****************************
Еженедельник «Gartenlaube. Leipzig, 1883, Heft 12, S. 188-191
"Das Osterfest in St.Petersburg“.
Рассказывают, что один русский генерал однажды дал своим солдатам необычное обещание: «Кто сегодня на поле боя падет, в жизни вечной возродится». Эти слова нашли живейший отклик в солдатских сердцах, и битва была выиграна. Сегодня, в наш просвещенный век, детская наивная вера давно уступила место другим, более практическим, взглядам. Империя Белого царя здесь не исключение. Но как бы ни был прогрессивен и образован молодой современный россиянин, он со дня своего крещения и до самой смерти носит на груди крест, а случись нужда, исполнит все обязанности, которые налагает на него вера его предков. Нигде в христианском мире жизнь народа не связана так тесно с религией, как в России, и краткое описание русских пасхальных обычаев должно дать лучшее доказательство истинности нашего утверждения.
Этому величайшему празднику христианства предшествуют семь недель Великого поста - долгий и серьезный период подготовки к Пасхе. Но погодите: не семь недель, а на один день меньше, потому что последнее воскресенье перед Великим постом еще не постный день. Оно называется Прощеным воскресеньем и по праву носит это название, так как в этот день каждый православный старается примириться со всеми своими недругами.
Но вот подходит к концу и этот, последний, день перед долгим постом, и с понедельника не будет больше в Петербурге ни театров, ни балов, ни прочих празднеств. Впрочем, Великий пост - это сезон концертов, и поскольку Петербург известен во всем мире как Эльдорадо артистов, на ледяные берега Невы в это время слетаются корифеи искусства со всего мира.
Однако, несмотря на соблазны, истинные верующие добросовестно соблюдают пост. Впрочем, в высших аристократических кругах семейные врачи во время поста часто выступают спасителями, «из высших соображений здоровья» позволяя иногда своим подопечным есть мясо, что в Великий пост строжайше запрещено. Мужчины же зачастую сбегают из дома от лишних глаз домочадцев в рестораны, где мясные блюда широко подаются в частных кабинетах за запертыми дверями. Но это всё тайны, о которых не принято говорить вслух.
Как же постятся православные россияне? В течение семи недель им запрещено есть мясо, масло и любую животную пищу, за исключением рыбы. И приходится восхищаться искусством русских поваров, ведь многие западноевропейцы едят здесь постную еду, не подозревая, что ни в бульоне, ни в котлетах нет ни мяса, ни масла. Особенно это касается аристократических домов.
Основные дни поста - среда и пятница, но наиболее строгие посты соблюдаются на Средокрестную и Крестопоклонную недели. Средокрестная неделя получила свое название от того, что в это время в церквях всегда выставляется украшенный цветами крест и вокруг него с утра до вечера собираются бесчисленные благочестивые толпы молящихся. Крест целуют и в качестве оберега берут с него цветок.
Православные постятся первые шесть недель и переходят на строгий пост на седьмую. Рыбу есть уже тоже нельзя, разрешенный рацион на строгой неделе поста составляют грибы, огурцы, квас, а, кроме того, необходимо почти постоянно присутствовать на богослужении. Так что русскому человеку действительно приходится с боем пробиваться к радости Пасхи, и не удивительно, что он отдается ей целиком: его радость доверчиво-наивна, как и вера.
В Страстную пятницу ничего не едят вплоть до положения Христа во гроб. Тем временем вокруг храмов уже проложили деревянные настилы, и сейчас все готовятся к высокому празднику. В каждом доме красят яйца, пекут кулебяки (сладкий белый хлеб цилиндрической формы), покупают пасху (конус из творога, т. е. створоженного молока с изюмом). Ветчина, жаркое, птица вместе с икрой, сардинами и прочими яствами также являются необходимым украшением праздничного пасхального стола, фоном которого является ряд бутылок, тем более впечатляющий, чем дальше вы углубляетесь в Россию. От бального костюма до простого «лучшего» платья, от фрака и парадного мундира до «ненадёванной» расписной рубашки - праздничные наряды давно готовы. Дворовые господ приготовили цветные фонари, артиллерия Петропавловской крепости зарядила холостыми снарядами сто одну пушку, пиротехники держат наготове ракеты для фейерверка. А на городских площадях уже стоят большие дощатые ярмарочные балаганы. И лишь в жилищах священников царит благоговейная тишина умиротворения.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ Зажжение светильника на Исаакиевском Соборе в Светлое Воскресение. Гравюра К. Вейермана
ПЕРЕВОД С НЕМ.ЯЗЫКА Т. КОЛИВАЙ
******************