******************************
(Цикл "Стихотворения в прозе")
Поэт, мистик, писатель, не имеющий ни одного законченного романа. Что же такого необычного в этом изящном юноше, едва дожившем до 29 лет? Почему его так тихо и ласково поцеловала Вечность, обычно безжалостная ко всем остальным?
Его настоящее имя Фридрих. Впрочем, оно не одно. Барон Георг Филипп Фридрих фон Гарденберг.
Он родился в конце XVIII века в родовом замке в горах Гарца, где и провел всё свое детство.
Он происходил из древнего нижненемецкого дворянского рода и взял себе семейное имя-псевдоним "Новалис". "Тот, кто первый"...
И он действительно был одним из самых первых представителей раннего немецкого романтизма. Не по значению, а по времени. Это уже после Новалиса в Германии появится плеяда писателей и композиторов-романтиков, прославивших свою страну на века.
Но это было после. А он был первым.
Его назовут провозвестником и идеологом романтизма в Германии, эмблемой которого станет образ Голубого цветка, так неясно и интимно очерченный в незаконченном романе Новалиса "Генрих фон Офтердинген". Этот образ он взял из народного предания, очень любимого в Германии. Голубой цветок у Новалиса превращается в символ Божественной Любви и Вечной Женственности, воплощение никогда не достижимого идеала, к которому устремлена душа Поэта.
И этот образ можно выразить следующими строками. Не приписывайте их Новалису. Они мои:
"...Ты - Голубой цветок, души моей виденье,
Она навечно у тебя в плену.
Но от меня ты ускользаешь легкой тенью..
Тебя найду я, - жизнь свою пойму... "
"В мире нашем должна присутствовать романтика, - утверждал Новалис, - только так он обретет свой изначальный смысл".
Все произведения Новалиса полны намеков, неясных мечтаний, фантазий, иногда с трудом понимаемых нами из такого далекого времени. Его герои, как и сам автор, пребывают не здесь, на земле, а в некоем лимбо, стране грез. Он и сам, романтичный юноша с тонкой душой, прожил жизнь, как герой собственного романа. Ибо подобное тянется к подобному.
В 20 с небольшим лет Новалис обручился с 13-летней девочкой, Софией Вильгельминой фон Кюн. Помолвка была неофициальной и произошла без ведома строгих родителей. До свадьбы невеста не дожила: в конце того же года девушка тяжело заболела и спустя некоторое время умерла, едва ей исполнилось пятнадцать лет.
София останется его музой на всю жизнь. Любил ли он ее, эту девочку-подростка, или был к ней сильно привязан? - Кто скажет и кто знает?
Она была намного младше его; еще при ее жизни у них случались частые размолвки: говорят, юная Софи была очень ревнива. Но вот ее не стало, и ее образ Новалис сохранит в своей душе до конца дней своих.
Она явилась для него проводником в другое, невидимое, но для романтика Новалиса вполне реальное измерение. Её образ воплотился во всех его произведениях. С ней связано представление автора о любви и возлюбленной поэта. История сохранила для нас единственный ее несовершенный портрет.
С него - но не на нас, а в сторону - глядит молоденькая девочка: кружевной платок красиво драпирован на тоненькой шейке, волосы аккуратно подобраны за уши.. Она трогательна своей еще не расцветшей юностью, которой расцвесть было не суждено..
Ключ к пониманию души поэта-романтика дает нам другой поэт, уже наш, русский, Александр Блок:
"Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -
Всё в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,
И молча жду,- тоскуя и любя...."
"С вещами невидимыми мы связаны теснее, чем с видимыми", - писал Новалис и, вероятно, не ошибался.
"..Земного тела
Кто высокий смысл постиг?
Сказать кто может,
Что значит кровь?.."
-----------------------
"Гимны к ночи". 1800
Но на родном Новалису языке эти строки звучат проникновенней:
"Wer hat des irdischen Leibes
Hohen Sinn erraten?
Wer kann uns sagen ,
Dass er das Blut versteht?"
-----------------------
"Hymne". 1800
*****************
Неизвестно, как сложилась бы жизнь Фридриха фон Гарденберга, каким бы было его творчество, каким получился бы в конце концов его незаконченный роман и много ли осталось в нем от того, что успел написать автор..
Новалис умер от "туберкулёза" - у него была наследственная болезнь легких, - не дожив два месяца до своего 29-летия.
...Очевидно, что сама личность Фридриха фон Гарденберга была больше, чем его творчество, и он, как редко кто на земле, обладал тем, что мы называем внутренним обаянием, или харизмой. И должно быть, для истории человеческого духа он имеет большее значение, чем для литературы.
P.S. У него и смерть была изящной. Утром 25 марта 1801 года он задремал на диване под звуки рояля, за которым играл его брат, - и не проснулся.
*****************
"Не говорите мне «он умер». Он живёт.
Пусть жертвенник разбит - огонь ещё пылает,
Пусть роза сорвана - она еще цветёт,
Пусть арфа сломана - аккорд ещё рыдает!.."
С.Я.Надсон. 1886.