Интересная статья о реальном числе жертв ковида
опубликована на днях . Действительно, число умерших от этой болезни не так легко подсчитать. Даже если отбросить фальсификации (о них поговорим потом), оценка вклада этой болезни в смертность довольно сложна. Есть люди, заразившиеся коронавирусом и вскоре умершие; есть те, кто выжил в острую фазу, но потом умер от последствий, скажем от тромбоза сосудов головного мозга или почечной недостаточности. Еще одну группу составляют пациенты, косвенно пострадавшие от пандемии. Возьмем очень распространенный случай - мужчина 40-50 лет с острым инфарктом миокарда. Родные вызывают скорую, но та оперативно не может приехать, так как бригады заняты массовыми вызовами ковидных больных. Пациент умирает, не успев получить квалифицированной помощи, и он кто? жертва ковида или нет? умер бы он, если бы не пандемия?
Поэтому довольно объективной оценкой влияния эпидемии/пандемии является избыточная смертность. Она включает в себя совокупность всех факторов, сопутствующих пандемии. Если, скажем, в 2020 году на планете не было других мировых катаклизмов, влияющих на общую смертность, то превышение средней смертности и есть плата общества за появление болезни в прямом или косвенном виде.
Так вот, анализ общей смертности в России показал, что в период апрель-ноябрь 2020 года в стране умерло дополнительно примерно 264 000 человек. Вот это и есть вклад ковида, прямой и непрямой. И оказалось, что это число в 6,5 раз выше официально заявленного (40 500).
Конечно, надо учитывать, что в официальной статистике могут не учитываться непрямые жертвы ковида, так что официальные цифры и должны быть ниже. Но в 6,5 раз! это уже перебор, согласитесь.
Анализ статистики, представленной разными регионами (вот тут уже о фальсификациях), показывает, что занижение официальных цифр сильно зависит от географии. Скажем, Москва или Питер показывают умеренную разницу, то есть статистика более-менее удовлетворительная. Но некоторые регионы (Чечня, Татарстан и особенно Башкортостан) занизили ковидные данные в какое-то фантастическое число раз, например, Башкортостан - в 115 раз. Тут мы видим хорошую корреляцию с такой же фантастикой по результатам выборов, эти регионы - традиционные чемпионы по рисованию результатов, желательных президенту.
Сравнение регионов дает еще один интересный результат - оценку влияния локдауна на смертность. Действительно, теоретически сам локдаун может смертность менять. Уменьшать (меньше ДТП, уличных убийств) или увеличивать (самоубийства в результате депрессии от локдауна). Для оценки влияния локдауна были проанализированы данные по регионам, где локдаун был введен еще до появления там существенного числа больных, в самом начале эпидемии. Оказалось, что при этом никаких значительных отклонений от обычной смертности не наблюдалось, то есть сам локдаун не вносит заметного вклада в общую смертность.
Ну и наконец очень интересно посмотреть, как выглядит российская официальная статистика на фоне статистики зарубежных стран. Автор привел данные по 20 странам мира - официальная заявленная статистика умерших от ковида и реальная избыточная смертность. Почти везде первая цифра ниже второй, это нормально, как говорилось выше. Но только в России она ниже в 6,5 раз! Удивительна или нет такая по мировым мерках совершенно отвязная статистика в России - это решать вам. В конце концов нынешняя репутация страны не на пустом месте взялась. Стоящая на втором месте Польша дала коэффициент занижения лишь 2,9, на третьем месте Мексика (2,6). Западноевропейские страны, США и, что интересно, Бразилия вполне честны.
В заключение можно сказать, что по реальным данным Россия заплатила за пандемию одну из самых больших цен в мире. Реальное превышение смертности дало для России 256 избыточных смертей на 100 тыс. населения. Сравнимы в Россией только Перу (269) и Мексика (248). Относительные потери США и стран Западной Европы в среднем гораздо меньше. В хорошем смысле чемпион - Германия (48), но неплохо выглядит и Украина (78).
Почему Россия так плохо пережила пандемию и заплатила такую высокую цену по сравнению с другими странами это предмет отдельного будущего анализа.