Внутреннее развитие человека - это переход из одиночества социального в одиночество личностное:
пока индивид не стал личностью, им мало интересуются другие люди, что обычно очень сильно огорчает человека, ибо он сильно нуждается в их обществе, ласках и признании; однако по мере становления личности большинство начинает проявлять к этому человеку
(
Read more... )
1) потребность в самопознании выражена далеко не у каждого человека, более того, у многих она просто атрофирована (не случайно в своих работах Фромм прибегает к использованию понятия "нормального человека");
2) проблема в самом понятии потребности, от которого отдает физиологией. я заменяю его на понятие необходимости, которое имеет отношение к внутреннему социальному контролю или даже насильственному принуждению (при слабом супер-эго). Это не игра слов. Необходимость может выступать в форме делания вопреки потребности...
3) самая главная сложность - одновременное существование этих потребностей. Я считаю, что они, если и существуют, то проявляются в разное время.
В моей модели личностное одиночество - это состояние личности, при котором ее дальнейшее совершенствование возможно лишь в условиях отчуждения от большинства, и даже (!) от узкого круга понимающих ее лиц. Именно здесь возникает необходимость сознательного разрушения ментальных идентичностей с обществом, даже если у тебя есть в нем большая потребность. То есть ты как бы действуешь вопреки своим желаниям в социальной аффилиации... какое-то время... Однако если ты подошел к личностному одиночеству, то на определенном этапе ты перестанешь ощущать одиночество социальное, во-первых, потому что оно нивелируется физически, а, во-вторых, оно для тебя становится благом, поскольку выступает инструментом развития собственной личности и ты уже не испытываешь потребности в социальной принадлежности. В некоторой степени, это одиночества-субституты - либо одно, либо другое.
*
Одновременное проявление этих двух типов одиночества - крайне нежелательное для личности человека состояние, патология, в то время как у Фромма их одновременное проявление - это норма бытия человека (как Вы верно подметили). По Фрому, это состояние существовало всегда; согласно моему убеждению - возникло и развивается в современном обществе как главная его экстерналия.
*
Если у человека эти потребности проявлены одновременно, значит он испытывает тяжелый внутриличностный конфликт, ибо, как я уже сказал, равновесной ситуацией является состояние, когда с какой-то стороны наблюдается не потребность, а именно необходимость. Если необходимость и потребность относительно близки друг к другу по силе влияния на личность, то человек еще не пришел к законченному образу своей личности с точки зрения ее внутренней организации.
И еще. Я не говорю о том, что одиночество нужно преодолевать. Хотя в моей модели это возможно, так как она стадийная. Кстати, и у Фромма можно - человек потерял связь с природой и одиночество стало экзистенциальным свойством человека, и так будет продолжаться, пока эмоциональные способности не придут в соответствии с умственным развитием человека. Как видно, это слабая трактовка. В моей модели социальное одиночество можно преодолеть относительно легко, например, окружив себя заботой семьи. Однако проблема в том, что общество рисует нам "ложные" цели и мы их принимаем, включаясь в безудержное потребление, стремясь к обладанию и господству, даже когда этого не хотим, что противоречит установке на (само)развитие и внутренний рост как определенной форме бытия. Одиночество у Фромма - это норма и для современного общества, которое философ считал патологичным обществом, способным порождать лишь "невротическую", отчужденную от своей сущности личность. В этом смысле одиночество у Фромма предстает как рассогласование между двумя основными способами существования человека: обладанием и бытием (см. его работу "Иметь или быть?", с.393 в изд-ве "Прогресс", 1986г.). Отсюда кстати критика свободы, которую Фромм считал главным виновником одиночества - и, соответственно, рождение его работы "Бегство от свободы", которую он иллюстрирует на примере популярности фашизма как отголоска протестантской реформации традиционного немецкого общества. Но это уже другая история.
p.s. радоваться одиночеству может только свободный человек, а стать свободным мы может только в условиях сформированной личности, независимой от общественных стереотипов. В простонародье таких людей называют чудаками.
Reply
Leave a comment