Вчера с Анюткой ходили в театр-студию О. Табакова на премьеру успевшего заинтриговать московскую публику спектакля "Wonderland 80'' в постановке Константина Богомолова. Как написано в программке, это спектакль по повести Сергея Довлатова "Заповедник" с незначительными вкраплениями из сказок г-на Льиюса Кэрролла - смесь взрывоопасная, и тем интересная. В общем, мы с сестрой решили пойти. Поскольку из всех наших друзей мы оказались первыми, спешу поделиться публично своими впечатлениями о спектакле и, конечно, некоторыми мыслями... Прежде всего, мои наброски адресованы тем, кто собирался пойти, но пока либо в раздумьях, либо дожидаются своей очереди на следующей неделе ;)
Я бы не сказал, что постановка прошла близко к тексту, однако спектакль определенно оставляет целостное впечатление. По всему видно, что это законченный продукт - режиссер действительно бьет по струнам, и делает это, на мой дилетантский взгляд, умело (безусловно сказывается работа заслуженных артистов, задействованных в спектакле в одном обойме с молодой энергией ГИТИСа) - особых противоречий ни по форме, ни по содержанию я не отметил, хотя реакция зала была жидковатой - скорее всего, зритель был не готов к эксперименту, да и, судя по свежим обсуждениям в фойе, финал многими остался не понятым.
Однако в целом действительно складывается впечатление, что довлатовский "заповедник", в который попадает Алиса, как будто всегда являлся частью фантастического замысла сэра Льюиса Кэрролла, который по каким-то причинам не удостоился его пера, оставив мастеру лишь право на сочувственное созерцание пустоты - извечного спутника Алисы - от которой многие хотят убежать, не понимая или не желая понять, что чаще всего она внутри нас. Богомолов идет дальше, обнажая, вслед за Довлатовым, горечь бессилия тех, кто понимает это, но, консервируя энергию своей личности в кухонных разговорах, паршивой работе и водке, покорно помещают себя в заповедник, уже давно приготовленный в собственной душе и... бегут ... бегут из жизни и от самих себя... (близкая О. Табакову тема - булгаковскую пьесу "Бег" сняли с репертуара лишь относительно недавно).
В общем, весьма философская постановка вышла... там меньше ненавистного мне лицедейства, характерного для классической школы, и психического (пере)напряжения, ставшего бичом современного театра, а больше диалогов и семантики, с помощью которой оригинальным образом выстраивается символическое пространство, язык спектакля... и порой ловишь себя на мысли, что этот язык органичен, а произношение созвучно ... нет, не чувственному, а именно сознательному принятию жизни... даже несмотря на то, что далеко не все слова ласкают слух... но, как говориться, из пьесы слов не выкинешь... В целом рекомендую для уже сложившихся натур, ибо, как всегда, вопросов больше, чем ответов.