В
“Томосе”, который приведен в этом ЖЖ качестве моего вероисповедания, есть пункт 24:
[24.Против философов-персоналистов] Отрицаю учение об отождествлении ипостаси и "самосознания" (оно же "самость" или "эго")... Исповедую, что самосознание всякого разумного существа - это его природная энергия. При этом применительно ко Христу, так как Его
(
Read more... )
Из самого определения Вашего мне не ясно, энергия это, или тропос энергии. Но далее по тексту Вы подразумеваете, что энергия, а отсюда окончательные выводы, что во Христе два сознания, а в Троице одно.
А мне вот кажется, что то, что в психологии именуют сознанием, скорее является тропосом силы разума; даже само русское слово на это, кажется, указывает - "со-знание", т.е можно понять как знание, реализующееся индивидуально, частным образом.
Тогда и выводы должны измениться. Во христе два знания (ведения), но существуют они единым божественным тропосом, как одно со-знание, в рамках нового богомужного действия.
Соответственно требует уточнения и этот Ваш пункт: "различение по идиомам устанавливает только различие образа [т.е. “источника”] получения бытия, но не образ самого бытия. Так свет от трех солнц, в классическом примере св.отцов, имеет три разных источника, но по их мысли, невозможно сказать, свет какого именно источника освещает что-либо рядом с ними".
Разве различие в образе происхождения бытия никак не сказывается на образе самого бытия? Бытие единое и общее, но сам способ его разве не различается?
Бытие - энергия Троицы, но всякая энергия - это движение единой сущности, но от Отца через Сына в Духе.
Невозможно сказать, свет какого именно источника освещает что-либо рядом, так как свет един. А сказать каким образом каждое из солнц участвует в излучении этого единого света разве тоже нельзя?
Из цитаты св. Кирилла, по-моему, как раз, следует, что единое знание Отца и Сына действует различным тропосом: Сын сообщник намерения Отца, отблеск света соприсутствует свету. А Вашем объяснении, особенно в литургической аргументации, на мой взгляд, привкус савелианства.
Эти уточнения, мне кажется, с одной стороны, не упразднили бы самой дистанции от персонализма с его "личностным центром", а с другой, помогли бы несколько снять напряжение в дискуссии с персоналистами.
Но все зависит от того, как определить, что такое "сознание". Мне кажется, это что-то близкое к одному из значений гноми.
Хотя, может, я чего-то недопонимаю.
Reply
А что такое савеллианство, по-Вашему?
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
У св. Дионисия не было еще нужных слов, но с того времени они появились, в вопрос внесены принципиальные уточнения, наведена, так сказать, резкость, зачем же его опять замыливать.
Reply
Так ведь различие солнца и сияния солнца не стирается.
А преп. Максим часто использовал аналогию ум-слово-жизнь и явным образом полемизировал с троебожниками.
Чрезмерная резкость едва ли уместна, если учесть, что сами понятия, используемые для описания различий в Боге суть тварны. И об этом отцы тоже писали.
То есть, опасность троебожия отцами осознавалась. И слово каппадокийцев отнюдь не было последним и решающим. Поэтому надо учитывать, что сравнение с савеллианством вполне могло быть полемическим перегибом.
Reply
В споре с тритеистами хороша аналогия ум-слово-жизнь, в споре с антитринитариями нужны другие аналогии.
А в чем чрезмерная резкость?
Следовало бы, вообще, молчать, но раз уж есть необходимость говорить, нужно подбирать "наименее неточные слова" слова, а не наиболее неточные.
Опасность троебожия - не повод впадать в противоположную крайность. В вопросе соотношения троичность-единство слово каппадокийцев было, в целом, решающим. Они подвели черту под проблематикой эпохи, дальше на эту тему, если что и было, то только прояснение их слов и уточнение деталей. Никто из отцов впоследствии в адекватности их модели не сомневался, да и их литургический статус в Церкви обязывает, зачем бы сомневаться мне, например?
Reply
Антитринитарии - а кто это такие? В ранней Церкви таковых не было просто потому, что не было "тринитариев". Христианство твёрдо стояло на единобожии, это было для всех очевидно. Борьба с "антитринитаризмом" (под видом "савеллианства") началась учениками троебожника Оригена - преимущественно арианствующими.
Я предполагаю, что савеллианство в его исходном смысле - это аналог "антипаламизма", когда Отец и Сын сливаются полностью, и не остаётся места для божественного Логоса как проявления Бога. Поэтому св. Дионисий Александрийский, защищаясь от обвинений в савеллианстве, просто указывал на различие солнца и сияния солнца - в его время этого было достаточно.
--А в этом образе хотя различие солнца и сияния не стирается, но сияние - это только энергия солнца, а не единосущное ему лицо.
"Энергия" и "лицо" - это тварные термины, различие между которыми ясно лишь при их применении к тварным природам. Как они могли бы различаться в Боге - непонятно.
Reply
Reply
(The comment has been removed)
Reply
(The comment has been removed)
Reply
(The comment has been removed)
Leave a comment