К персоналистам. О том что не три Бога. (Начало).

Jun 20, 2012 00:52


В “Томосе”, который приведен в этом ЖЖ качестве моего вероисповедания, есть пункт 24:

[24.Против философов-персоналистов] Отрицаю учение об отождествлении ипостаси и "самосознания" (оно же "самость" или "эго")... Исповедую, что самосознание всякого разумного существа - это его природная энергия. При этом применительно ко Христу, так как Его ( Read more... )

преп.Максим Исповедник, персонализм, свт.Григорий Богослов, преп.Иоанн Дамаскин

Leave a comment

vazlav_s June 20 2012, 06:01:31 UTC
Про Праксея можно продробнее со ссылкой? Если Церковь что-то внятно осудила по этому поводу, я конечно рад буду вернуться к написанному.

Что касается этого и ниже приведенных ваших комментариев про "Я" Сына и Отца, еще раз:

1)Отец, Сын и Святой Дух - это разные Лица Троицы, самобытные ипостаси. Поскольку Они самобытны, постольку можно сказать, например, что Отец НЕ воплотился, а Сын - воплотился.

2) Раз Лица разные, то и "Я" в смысле "говорения от лица" у Них разное.

3) Но раз действие одно, то и акт самосознания у них един. И даже если попробовать мыслить "результат" этого акта самосознания как Три разные Ипостаси, все равно, Они "схватываются" единым актом.

4) Вот еще, если угодно, "кантианский" аргумент. Мышление в контексте "Я" - "не Я" - это априорная форма, в которой нам подается (оформляется) наша чувственность. Здесь я имею ввиду размышление Канта, в котором он именно на примере различения "Я" и "не Я" доказывает "априорность" пространства как того, что делает нашу чувственность возможной.

http://psylib.org.ua/books/kanti02/txt03.htm#3

Однако то, что является "априорным оформлением", является в тот же момент априорным ограничением, а Бог не может быть ограничен никаким "чистым разумом" или "чистой эстетикой", так как Бог беспределен.

Кроме того, очевидно, что Бог создал пространство. Значит, только относительно тварного мира Бог и может сказать, что это "не Я" с точки зрения "чувственного восприятия" Бога. Все остальное, кроме тварного мира - для Бога - это "Я".

Reply

(The comment has been removed)

(The comment has been removed)

vazlav_s June 22 2012, 15:54:45 UTC
//грубо говоря чревовещание. так как говорящий один///

Единая энергия - это все-таки не "говорящий". Не следует понимать учение о "едином действии Троицы" так, что в Троице - один субъект/один говорящий.

Если бы из учения о едином действии Троицы нам казалось бы необходимым утверждать, что в Троице один субъект (различия между Ипостасями нереальны), то кажется, нам следовало бы отвергнуть прежде всего само учение о "едином действии".

Reply

(The comment has been removed)

vazlav_s June 22 2012, 19:44:15 UTC
///но что вы понимаете под словом субьект? ибо субьект в современном понимании именно я которое созщнает себя отдельным от других я.
А субьектом всмысле штуки ипостась не может быть так как Бог то 1 штука а не 3//

Я же определил термин "субъект" в самом начале статьи.

"Субъект" - это "подлежащее". То, о чем сказывается предикат. В Боге три подлежащих - о которых чисто грамматически можно что-то отрицать или утверждать. Но это не приводит к счислению Богов, потому что ипостаси Бога не отличаются по акциденциям. Об этом [причине невозможности счисления Богов] я вам в соседнем треде привел цитату из ТИПВ 1.8, впрочем раньше я приводил подобные же слова свт.Григория Нисского.

///Вот и я о том. единое сознание как вы его описали делает ипостаси неереальными//

Реальность ипостаси - это просто ее способность иметь бытие в себе, а не в чем-то другом. Больше ничего. Об этом сказано в частности Дамаскином в "Философских главах".
Вы пытаетесь ухватиться за "здравый смысл" и современные философские концепты - типа феноменологии Гуссерля, или экзистенциалистского подхода - даже если неосознанно делаете это.

Но Св.Предание - это корпус античных философских текстов - их нельзя читать и понимать, исходя из феноменологического подхода, который начал развиваться только в 19 веке. Вы так будете вчитывать в св.отцов те смыслы, которых они не вкладывали в свои слова.

Reply

(The comment has been removed)

dmitri_kapustin June 23 2012, 03:51:25 UTC
А что это за анафема Маркеллу Анкирскому? Маркелл - один из лидеров староникейцев, его приниимали в общение и св. Афанасий, и римские папы того времени. Быть может, Вы имеете в виду анафемы со стороны арианствующих восточных?

Reply

(The comment has been removed)

dmitri_kapustin June 23 2012, 12:43:47 UTC
Восточное "консервативное" большинство не принимало термин "единосущность" и тем самым не принимало никейский орос. Это большинство "консервировало" оригеновское троебожие, а не православное вероучение. Точнее было бы называть их не арианствующими, а оригенистами.

Reply

(The comment has been removed)

dmitri_kapustin June 23 2012, 18:59:38 UTC
--Но во первых те авторы о которых я выше говорил и которые явно учили о 3субьектности Бога были до Оригена

Приведите цитату из св. Игнатия Богоносца, которая кажется Вам наиболее убедительным доводом в пользу трёхсубъектности, и я Вам на неё отвечу.

Reply

(The comment has been removed)

dmitri_kapustin June 23 2012, 21:43:09 UTC
--Христос был как Логос и ето якобы не говрит о особой личности

Именно это и скажу. Ваш довод мимо цели.

Reply

(The comment has been removed)

(The comment has been removed)


Leave a comment

Up