Троица: Три Субъекта или Один?

Mar 01, 2012 21:43


​С уважаемым dmitri_kapustin  обсуждаем моносубъектную староникейскую и трехсубъектную новоникейскую триадологические схемы. Дошли до вопроса:

ДК: То есть, Вы полагаете, что субъекта три (нерождённый, рождённый и исшедший). Что именно Вы имеете в виду, когда говорите, что у них одна сущность? Вот, например, солнце: есть "солнечный шар" (сущность), и есть свет ( ( Read more... )

триадология

Leave a comment

vazlav_s March 2 2012, 10:40:51 UTC
Если мы эту систему из трёх солнц, находящихся в одном месте, назовём одним солнцем - чем это будет плохо?

Мне кажется, что это следует из Писания, что солнца - три. Бог нам это открыл и открыл именно как бы приоткрывая предвечный план.

Во всех этих жж-шных дискуссиях крайне редко цитируется Евангелие, что на мой взгляд является плохим признаком. Но в Евангелии мне кажется, содержится откровение о Троице, пребывающей предвечно.

И еще, раз вы хотите уйти от терминологических аспектов, то последняя ремарка в эту сторону. Мне кажется, стремление сказать "одно солнце" связано с тем, что вы не соглашаетесь вот с этой самой мыслью, что число не предназначено для "счисления".

Вы говорите "одно" и тем самым как бы показываете, что вы "счислили" Бога и обнаружили, что Он один. Но также как число "три" не означает счисления, так и число "один" его не означает.

Поэтому спор о том, следует говорить "три" или "одно" бьет мимо цели, стороны подозревают друг друга в том, что их терминология в любом случае не позволяет сказать.

А выбирая между двумя системами "терминов"/"символов" я лично для себя выбираю такую, где меньше омонимов и больше оттенков смысла.

Reply

dmitri_kapustin March 2 2012, 11:05:35 UTC
--Мне кажется, что это следует из Писания, что солнца - три. Бог нам это открыл и открыл именно как бы приоткрывая предвечный план.
--Но в Евангелии мне кажется, содержится откровение о Троице, пребывающей предвечно.

Отлично, я тоже предпочитаю Евангелия. Но я считаю, что в Евангелии как раз утверждается единство Бога. Как из Евангелия видно, что три "солнца"?

--Мне кажется, стремление сказать "одно солнце" связано с тем, что вы не соглашаетесь вот с этой самой мыслью, что число не предназначено для "счисления".

Нет, всё проще. Единобожие - это очень фундаментальный принцип. Поэтому я гораздо охотнее говорю о единстве Бога, чем о каких-то других числах.

--Вы говорите "одно" и тем самым как бы показываете, что вы "счислили" Бога и обнаружили, что Он один.

Нет. Единство означает отсутствие различия.

--Но также как число "три" не означает счисления

Тогда не проще ли говорить об Единице?

--А выбирая между двумя системами "терминов"/"символов" я лично для себя выбираю такую, где меньше омонимов и больше оттенков смысла.

Всё-таки я не понял, чем же в этом отношении плохо староникейство. Оно более явно говорит о единобожии, это плюс.

Reply

vazlav_s March 2 2012, 11:54:43 UTC
Дмитрий, я уже теперь позже отвечу.

Как из Евангелия видно, что три "солнца"?

Откуда видно что "три солнца" мы я думаю с вами согласимся, вопрос у нас я думаю в том, откуда видно, что это приоткровение "предвечного плана".

Всё-таки я не понял, чем же в этом отношении плохо староникейство. Оно более явно говорит о единобожии, это плюс

Простите мне уже это скатывание в "плохо" и "хорошо" :) Беру те свои слова назад, кроме "Трех Субъектов.

Я хотел все сделать таблицу терминов для перевода, и начать ее заполнять. Давайте обсудим этот вопрос, как только сделаю пост.

Reply

dmitri_kapustin March 2 2012, 12:03:23 UTC
--Откуда видно что "три солнца" мы я думаю с вами согласимся, вопрос у нас я думаю в том, откуда видно, что это приоткровение "предвечного плана".

Под солнцем я имею в виду источник божественного света для твари. И этот источник один. По-моему, это очевидно из Евангелия.

Reply

vazlav_s March 4 2012, 20:06:46 UTC
///Под солнцем я имею в виду источник божественного света для твари. И этот источник один.

Тогда, перечитывая нашу ветку, я не вижу особого разногласия. Данный пост и посвящен объяснению того, почему "частная сущность" в Троице одна.

Другое дело, что наша цель была обсудить, почему в Троице три Субъекта. Это так, потому что "подлежащим", о котором сказывается "сказуемое", является не сущность, а ипостась.

Reply

dmitri_kapustin March 5 2012, 07:32:52 UTC
Если три солнца, то, вроде как, и источника три. Нужно как-то особо объяснять, почему источник всё же один.

--Это так, потому что "подлежащим", о котором сказывается "сказуемое", является не сущность, а ипостась.

Стало быть, сколько субъектов действуют? Три или один?

Reply

vazlav_s March 5 2012, 08:37:38 UTC
///Стало быть, сколько субъектов действуют? Три или один?///

Так как ипостасного действия не бывает, действует природа.
Почему природа/сущность одна и единая мы и обсудили тут.

Сказываются о ипостасях отдельно только "идиомы" - "нерожденность", "рожденность" и т.п.

То, что это различие предвечно - следует из предвечного характера получения бытия ипостасями.

Так я бы подвел итоги этого обсуждения для себя.

Reply

dmitri_kapustin March 5 2012, 08:59:49 UTC
--Так как ипостасного действия не бывает, действует природа.

Почему же? Мы ведь говорим, например, Пётр сидит, а Павел лежит. То есть, субъект отличается от природы тем, что действия приписываются ему.

Reply

vazlav_s March 5 2012, 09:30:23 UTC
Да, приписываются в "бытовом смысле", но нумерически действия считаются не по количеству субъектов, которым они приписываются, а по количеству "частных природ", разделенных акциденциями.

В Троице такая природа одна, поэтому и действие одно, хотя действующих, которым приписывается действие, три.

У преп.Максима рассматривается этот вопрос, по сути от него ведь и идет это утверждение (об природной воли/действии и отсутствии ипостасного действия).

Reply

dmitri_kapustin March 5 2012, 09:43:43 UTC
Преп. Максим различает действие как свойство природы (оно одинаково для всех ипостасей одной природы) и "образ действия", индивидуальный для каждой ипостаси. Поэтому приходится для случая Бога опять разъяснять, что общий случай не годится.

В староникейской схеме всё проще и понятнее: в Боге один субъект и одно действие.

Reply

vazlav_s March 5 2012, 09:52:10 UTC
///В староникейской схеме всё проще и понятнее: в Боге один субъект и одно действие....//

У меня тут кстати, вопрос такой возник.

Есть такая св.отеческая аналогия Троицы, где говорится, что Сын - это образ Отца, а Святой Дух - образ Сына.

Это не "каппадокийская" триадология, т.к. здесь нет рассуждения о ипостасях как о "частном" в противовес "общему".

Но кажется, это и не староникейская схема, т.к. в СН больше внимания уделяется связи Святого Духа и Сына непосредственно с Отцом.

Это нечто третье?

Reply

dmitri_kapustin March 5 2012, 09:56:14 UTC
Кажется, это св. Афанасий. Это как раз и есть староникейская схема: Святой Дух раскрывает для твари Логоса, а Логос - Отца.

Reply

vazlav_s March 5 2012, 10:05:56 UTC
Да у него тоже это есть, вы правы.

Меня немного здесь смущает то, что связь ипостасей как "образ" и "образ образа" Отца - это совсем иная связь, нежели "сила" и "энергия" Отца.

"Сила" и "энергия" указывают на аналогии прежде всего в материальном мире, а язык "образа" скорее переводит аналогию к объектам нематериальным.

И тем не менее, это все один дискурс на ваш взгляд?

Reply

dmitri_kapustin March 5 2012, 10:11:43 UTC
По-моему, это один и тот же дискурс.

Под образом здесь подразумевается раскрытие, проявление. Мы не можем видеть "объект" непосредственно, мы можем видеть лишь его проявления. Эти проявления - это энергии, "образы".

Reply

vazlav_s March 5 2012, 11:18:45 UTC
понял, спасибо.

здесь, кажется, уже все понятно, продолжим как-нибудь в другой раз.

Reply

vazlav_s March 5 2012, 09:57:25 UTC
В староникейской схеме всё проще и понятнее: в Боге один субъект и одно действие.

Кому как "понятнее" спорить не хотелось бы, но мне кажется, мы с вами достаточно единообразно излагаем этот вопрос. Поэтому в глубине души я оптимистично смотрю на применение как первого языка, так и второго.

Reply


Leave a comment

Up