Любопытный документ попался мне совершенно случайно, когда я искал официальные осуждения софиологии Булгакова. Суть самого-то документа сомнений не вызывает, осуждение софиологии - это прекрасно, но вот деталь:
УКАЗ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ ПРЕОСВЯЩЕННОМУ МИТРОПОЛИТУ ЛИТОВСКОМУ И ВИЛЕНСКОМУ ЕЛЕВФЕРИЮ "Может ли наша Православная Христова Церковь признать учение Булгакова своим учением? Для решения этого вопроса... возьмем несколько основных положений православной догматики и посмотрим, во что они превращаются в толковании Булгакова.
I. Бог един по существу и троичен в Лицах. Как единый чистый, абсолютно несложный и неделимый Дух может иметь три Лица, т.е. три сознания или три "я", не сводимые одно на другое, - для нас пребудет тайной."
----------------
Ну никак не ожидал в документе, вышедшем из под руки глубоко мною уважаемого Святейшего Сергия, обнаружить такие формулировки.
Тут следует оговориться, что материалы для данного указа предоставил в распоряжение Патриаршего (тогда еще) Местоблюстителя
никто иной как сам В.Н. Лосский. Очевидно, этим и объясняется столь странная формулировка "три я несводимые одно на другое". Вот это "несводимые" наводит на мысль, что в составлении текста Указа, видимо, использована какая-то пояснительная записка В.Н.Лосского. Иначе как в его текстах, или цитатах из него по-крайней мере, мне такая формула выражения триадологии не встречалась.
И тем не менее, вопрос: какие же св.отцы дословно учили, что у Трех Ипостасей Св.Троицы три несводимых друг на друга сознания? И с каких пор данное утверждение в такой формулировке является основным положением православной догматики?