Апокалипсис: метафора "исхождения из уст" в Главах 11,16 и 19.

Mar 09, 2011 21:50

... Продолжение. Начало в предыдущих постах по тегу эсхатология.

Сравним несколько интересных мест из Апокалипсиса:

(1) О двух пророках. Глава 11:

4 Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли.
5 И если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их;

(2) Шестая язва. Глава 16:

12 Шестой Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного.
13 И видел я [выходящих] из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам:
14 это - бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя.

(3) Явление Слова Божия. Глава 19:

11 И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. ...
13 [Он был] облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: "Слово Божие". ...
15 Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы.

*  *  *
Как видно, символика, оформляющая эти три места, явно увязана одной метафорой "исхождения из уст".
Нечто (огонь, нечистые духи, меч) исходит из уст, дабы иметь поражающий эффект на что-либо / кого-либо.

На все три места есть  хорошее толкование у свт.Андрея Кесарийского, однако по некоторой причине свт.Андрей толкует первое место прямо, а остальные два иносказательно:

(1) Бог вооружит этих святых Своих силою истинных знамений и чудес, чтобы они светом и истиною отвергли мрак и ложь и обратили обольщенных на путь правды словом вразумления или наказанием: бездождием, огнем, изменениями стихий и подобным, а самого обольстителя обличили, не претерпев от него зла до окончания своей проповеди.
....
(2)Упоминая о трех нечистых духах, вышедших из троих, он показывает, что говорит отдельно о диаволе как о змие, об антихристе как о звере, и о лжепророке как отличном от них. От них, говорит он, происходят три жабоподобных по своей ядовитости, нечистоте, скверне и наклонности к нечистым удовольствиям лукавых духа. По повелению диавола, антихриста и лжепророка, означенному здесь под видом уст, они будут показывать людям ложные знамения и чудеса, как мы увидим дальше.
...
(3)...Оружие означает наказание, которое постигает нечестивых грешников по праведному Суду повелением из уст Божиих. Они будут Им пасомы несокрушимым жезлом вечных мучений для пресечения их нечестия, чего не испытают святые, ибо, по слову Псалмопевца, не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных (Пс. 124:3).

Мне же кажется весьма возможным, что не только в случаях (2) и (3) следует толковать метафору "исхождения из уст" иносказательно, в смысле "повеления", но и в первом случае ее следует толковать также:

В первом случае речь идет о том, что по слову пророков тех, кто пытается воздвигнуть на них гонение, постигнет кара (а не о том, конечно, что данные пророки являются огнедышащими, но впрочем подобное не утверждает и свт.Андрей).
Во втором случае своим повелением сатана, антихрист и лжепророк созывают народы всей земли на Армагеддон (этакий многонациональный военный контингент союзников, как теперь принято говорить, но об этом мы поговорим позже).
В третьем случае, как эксплицитно показано свт.Андреем, речь идет о повелении подвергнуть вечному наказанию сатану и его последователей.

Продолжение следует.

эсхатология

Previous post Next post
Up