Апокалипсис: вводные замечания и библиография

Feb 18, 2011 12:13

Хотел бы в нескольких заметках, которые постепенно опубликую в ЖЖ поделиться размышлениями о 27-й книге Нового Завета.

Это, конечно, не толкование (в этих заметках не будет сделано никаких "прогнозов" о конкретных датах Конца Света), но во всяком случае это - своеобразная попытка реконструировать внутренние связи в тексте, которые, возможно, предполагались его автором, и тот внешний контекст (исторический и литературный), который должен быть по моему мнению осмыслен для понимания пророчеств Откровения.

При составлении этих заметок в поле моего внимания попали прежде всего, конечно, сам Апокалипсис, "малый Апокалипсис синоптиков" и Книга пророка Даниила. Также рассматривалась символика 3 книги Ездры, но на данный момент я пришел к выводу, что ее хронология "последних времен" несовместима с хронологией Даниила и ап.Иоанна, о чем, может быть, будет сказано в дальнейшем.

Наиболее авторитетными источниками толкований стали следующие труды св.отцов:
  • Преп. Иоанн Дамаскин ТИПВ 4.26 "О антихристе"
  • Св. Андрей Кесарийский "Толкование на Апокалипсис Святого Иоанна Богослова"
  • Свщмч. Ириней Лионский "О тираническом царстве антихриста"
  • Св. Ефрем Сирин. "Слово на пришествие Господне, на скончание мира и пришествие антихристово"
  • Всевозможные найденные мною толкования св.отцов на "малый Апокалипсис" синоптиков: Мф.Гл. 24  и т.п.
Также использовались работы современных авторов:
  • архим. Аверкий (Таушев) "Апокалипсис"
  • о.Олег Давыденков "Антихрист и время его пришествия"
  • некоторые работы Кураева, затрагивающие эсхатологические проблемы.
Наконец, были прочитаны многочисленные работы инославных толкователей, однако в основном непрофессионально написанные, поэтому, на мой взгляд, не заслуживающие упоминания в библиографии.

Буду крайне признателен за любые дополнительные ссылки и рекомендации по расширению библиографии.

* * * 
 Данные вводные замечания хотелось бы закончить описанием структуры текста Откровения, как я ее понимаю, с выделением тех разделов, которые подлежат или не подлежат потенциальному истолкованию в качестве указаний на исторические события. Те разделы, которые не несут никакой информации, полезной для описания исторического контекста "последних времен" будут исключены из дальнейшего рассмотрения.

Итак:

Гл.1-5 Обстоятельства получения Откровения. Послание Церквам. Видение неба.
Хотя есть тенденция толковать послание 7 Церквам как описание 7 периодов жизни Церкви до Страшного Суда, я даже в таком рассмотрении не вижу в этих фрагментах никаких указаний на конкретные исторические события, а только общие моральные характеристики "последних времен" оскудение веры, любви и т.п. Фрагменты интересны в силу эксплицитного толкования некоторых символов, но в целом истолкованию в качестве исторических событий не подлежат.

Гл. 6-7 Всадники апокалипсиса и 7 печатей.
Хотя символика данного фрагмента весьма обобщенная, все же попробую в дальнейшем выделить некоторые замечания, полезные для выделения исторического контекста.

Гл. 8-9 Семь трубящих ангелов.
Безусловно, на мой взгляд, интереснейшее пророчество, заслуживающее самого внимательного изучения с целью определения исторического контекста.

Гл. 10-11 Видение двух пророков. Их проповедь в течение 3.5 года.
Гл. 12  Видение "праведной жены". Гонения дракона на жену в течение 3.5 года.
Гл. 13 Видение Зверя и лжепророка, наложение печати. Власть Зверя на 3.5 года.
В последнее время склоняюсь к мысли, что эти фрагменты посвящены одному и тому же сроку продолжительностью 3.5 года, постараюсь это аргументировать и сделать общие замечания относительно исторического контекста этих событий.

Гл. 14 Интермедия. Предостережение о печати.Две жатвы.
Гл. 15 Интермедия. Видение небесных сил.
Данные главы как и остальные видения неба не несут никакой информации о историческом контексте "последних дней".

Гл. 16 Семь последних язв.
Фрагмент, несущий на мой взгляд интересную информацию и подлежащий внимательному истолкованию.

Гл. 17-18 Суд над блудницей.
Подлежит истолкованию и изучению.

Гл. 19 Благодарение за Суд. Армагеддон.
Не подлежит истолкованию.

Гл. 20 Судьба сатаны от пришествия Христа и до Конца мира.
Данный фрагмент содержит некоторую информацию, помогающую уточнить хронологию событий и потому интересен для попыток истолкования.

Гл. 21-22 Эпилог. 
Заключительная часть охватывает по сути события после конца света и к историческому контексту отношения не имеет.

Продолжение следует  ...

эсхатология

Previous post Next post
Up