Aug 09, 2020 11:17
На фоне новостей о Бейрутской трагедии вспомнился эпизод из книги Н. Коняева «Шлиссельбургские псалмы» о временах столетней давности, когда подобная участь угрожала Петрограду, переживавшему лихие времена гражданской войны. Цитирую:
«В Шлиссельбурге тогда верховодим товарищ Жук…
Загрузив в Шлиссельбурге пироксилиновыми шашками баржу, он отправился в Петроград. Баржу он причалил к набережной около Смольного и отправился докладываться..
- Дружище! - объявил он председателю Петроградского совета Н.С. Чхеидзе. - Я баржу пироксилина привёз тебе, да ещё в придачу 400 человек, вооружённых винтовками…
- Пироксилин? - переспросил Николай Семёнович. - Да ты что, с ума сошёл? Баржа взорваться может!
- Конечно, может, - добродушно улыбаясь, подтвердил товарищ Жук. - Искру только покажи, Товарищ Чхеидзе, так твой Смольный, а с ним пол-Питера на небеса к господу богу взлетят!
Николай Семёнович замахал руками:
- Уводи баржу! - закричал он. - Не надо, не надо нам твоих шашек!
- Как не надо! Корнилов наступает!
- Не надо ничего! Уводи скорее баржу!
- Куда?
- Куда хочешь, только подальше. Вывези в море и пусти ко дну!
Однако, товарищ Жук пожалел уничтожать труд своих товарищей и, сговорившись с руководством Выборгской стороны, раздал пироксилиновые шашки по здешним заводам.
Эти пироксилиновые шашки власти изымали потом несколько недель, но больше никто уже не сомневался в революционности товарища Жука.
Если это действительно было так (насчёт диалога не знаю, а баржа действительно имела место быть), как описывает Коняев, тов. Чхеидзе достоин всяческого уважения, как спасший город от разрушения, но в Питере, насколько мне известно, даже улицы нет с его именем. Зато в нашем селении улица Жука есть и даже его могилка тут же. Хотя, надо сказать, человек был действительно неординарный.
Книги,
Цитаты,
История