Здесь песня Александра Гордницкого и дневниковая запись генерала ВВС, куратора советских космонавтов Николая Каманина.
You can watch this video on www.livejournal.com
АТЛАНТЫ
Когда на сердце тяжесть
И холодно в груди,
К ступеням Эрмитажа
Ты в сумерки приди,
Где без питья и хлеба,
Забытые в веках,
Атланты держат небо
На каменных руках.
Держать его махину
Не мед со стороны.
Напряжены их спины,
Колени сведены.
Их тяжкая работа
Важней иных работ:
Из них ослабни кто-то -
И небо упадет.
Во тьме заплачут вдовы,
Повыгорят поля.
И встанет гриб лиловый
И кончится Земля.
А небо год от года
Всї давит тяжелей,
Дрожит оно от гуда
Ракетных кораблей.
Стоят они - ребята,
Точеные тела,
Поставлены когда-то,
А смена не пришла.
Их свет дневной не радует,
Им ночью не до сна.
Их красоту снарядами
Уродует война.
Стоят они навеки,
Уперши лбы в беду,
Не боги - человеки,
Привыкшые к труду.
И жить еще надежде
До той поры пока
Атланты небо держат
На каменных руках.
13 января 1965, Александр Городницкий
Николай Каманин:
13 января. Вчера позвонил С.П. Королев и пригласил меня на техническое совещание на сегодня к 15:00. Сергей Павлович выразил сожаление, что мы давно не встречались. Он разыскивал меня весь день 31 декабря, но так и не смог найти, а ему хотелось «испортить мне предновогоднее настроение». Со слов Аристова я знал о его разговоре с Королевым по поводу нашего нового фильма и через Аристова же передал Сергею Павловичу, что считаю фильм хорошим и кроме небритого Титова в нем нечего убирать. Сейчас Королев пытался превратить этот инцидент в шутку и замять его, но теперь я уже твердо знаю, что 31 декабря он поступил опрометчиво, наговорив о фильме массу нелепостей в присутствии режиссера и его помощников.
Вчера провел большое совещание, на котором присутствовали: Вершинин, Пономарев, Мишук, Волынкин, Иоффе, Холодков, Бабийчук, Кузнецов, Горегляд, космонавты, врачи, инженеры и военпреды (всего более 60 человек). Просмотрели фильм о ходе тренировок космонавтов на Ту-104 по программе «Выход» и американский фильм о Луне (снимки поверхности Луны, сделанные «Рейнджером-7»). Потом заслушали доклады полковника Гагарина, полковника медицинской службы Карпова и инженер-полковника Смирнова. Докладчикам было задано очень много вопросов и высказано много замечаний и предложений. Общий вывод: в техническом, медицинском и организационном отношении полет с выходом космонавта в открытый космос достаточно хорошо подготовлен. До 15 февраля могут быть полностью закончены все испытания, проверки и доработки. К этому же сроку полностью закончит подготовку группа космонавтов.
Выход из космического корабля в космос - сложная, ответственная и опасная операция. Вот почему я так настойчиво добивался, чтобы этот полет был осуществлен не в ноябре 1964 года, как хотел Королев, а в феврале-марте 1965 года. Сейчас можно уверенно сказать, что в марте мы успешно проведем этот полет. Правда, надо еще добиться дублирования кислородного питания космонавта на время его выхода из корабля, так как мы не можем на все 100 процентов доверять кислородному прибору КП-55. После полета Гагарина выход человека из корабля в космическое пространство будет крупнейшей нашей победой. Операция «Выход» обеспечит нам в будущем стыковку и сборку кораблей на орбите, сделает возможной замену экипажей в космосе, позволит космонавтам выходить на поверхность Луны и планет.
Я уж не говорю о безграничных возможностях для наблюдений и обзора, которые откроются перед человеком, свободно плавающим в космическом пространстве. Для первого выхода в космос подготовлен Алексей Леонов, а запасным «выходящим» будет Евгений Хрунов. Оба они - отличные, сильные космонавты, а Леонов, кроме того - художник. Он, безусловно, лучше других почувствует все своеобразие и красоту этого эксперимента и сумеет конкретно передать свои наблюдения и переживания после возвращения на Землю.