11 декабря. Корней Чуковский

Dec 11, 2024 15:11

из дневника 1919-го года:

11 декабря. Вторую ночь не заснул ни на миг - но голова работает отлично - сделал открытие (?) о дактилизации русских слов - и это во многом осветило для меня поэзию Некрасова.

Вчера было третье заседание Дома Искусств. Блок принес мне в подарок для Чукоккалы - новое стихотворение: пародию на Брюсова - отличное.

Был Мережковский. Он в будущий четверг едет вон из Петербурга - помолодел, подтянулся, горит, шепчет, говорит вдохновенно: "Все, все устроено до ниточки, мы жидов подкупили, мы…А Дмитрий Влад. - бездарный, он нас погубит, у него походка белогвардейская... А тов. Каплун дал мне паек - прегнусный - хотя и сахар и хлеб - но хочет, чтобы я читал красноармейцам о Гоголе..." Я спросил: "Почему же и не читать? Ведь полезно, чтобы красноармейцы знали о Гоголе".- "Нет, нет, вы положительно волна... Я вам напишу... Ведь не могу же я сказать красноармейцам о Гоголе-христианине... а без этого какой же Гоголь?" Тут подошел Немирович-Данченко и спросил Мережковского в упор, громко: Ну что? Когда вы едете?- Тот засуетился...- Тш... тш... Никуда я не еду! Разве можно при людях!- Немирович отошел прочь.
- Видите, старик тоже хочет к нам примазаться. Ни за что... Боже сохрани. У нас теперь обратная конспирация: никто не верит, что мы едем! Мы столько всем говорили, болтали, что уже никто не верит... Ну, если не удастся, мы вернемся, и я пущусь во все тяжкие. Буду лекции читать - Пол и религия - "Тайна двоих"- не дурно ведь заглавие? а? Это как раз то, что им нужно...
Не дождавшись начала заседания - бойкий богоносец упорхнул.

На заседании Нерадовский нарисовал в Чукоккалу - Александра Бенуа, а Яремич - Немировича. Когда мы обсуждали, какую устроить вечеринку, Блок сказал: - Нужно - цыганские песни.

Примечание

ПРОДОЛЖЕНИЕ «СТИХОВ О ПРЕДМЕТАХ ПЕРВОЙ НЕОБХОДИМОСТИ» (СТИХОТВОРЕНИЕ, ПРИПИСЫВАЕМОЕ В. БРЮСОВУ )

Скользили мы путем трамвайным:
Я керосин со службы нес,
Ее - с усердьем чрезвычайным
Сопровождал, как тигр, матрос.

Стан плотный девы краснорожей
Облек каракульный жакет,
Матросом снятый вместе с кожей
С прохожей дамы в час побед.

Вплоть до колен текли ботинки,
Являли икры вид полен,
Взгляд обольстительной кретинки
Светился, как ацетилен.

Когда мы очутились рядом,
Какой-то дерзкий господин
Обжег ее столь жарким взглядом,
Что чуть не сжег мой керосин.

И я, предчувствием взволнован,
Прочел в глазах ее ответ,
Что он - давно деклассирóван
И что ему - пощады нет.

И мы прошли по рвам и льдинам,
Она - туда, а я - сюда...
Я знал, что с этим господином
Не встречусь больше никогда.

10. XII. 1919
Корней Иванович  отметил в поздних редакциях "Чукоккалы":

1) Я не спросил в то время у Блока, поочему это стихотворение он приписал Валерию Брюсову. И теперь не могу объяснить - почему.
2) "Трамвайный путь", о котором говорит Блок, - протоптанная тропа среди неубраных наносов.

Александр Блок, 11, 10 декабря, 1919, 11 декабря, Николай Некрасов, стихи, дневники, Дмитрий Мережковский, 10, 20 век, Валерий Брюсов, Чукоккала, Корней Чуковский, классика, пародии, Владимир Немирович-Данченко, шуточные стихи, декабрь

Previous post Next post
Up