7 декабря. Корней Чуковский

Dec 07, 2024 14:07

из дневников разных лет

1919 год:

7 декабря. Вчера в Доме Искусств - скандал. Бенуа восстал против картин, которые собрал для аукциона Сазонов. Бенуа забраковал конфетные изделья каких-то ублюдков - и Сазонов в ужасе. «У нас лавочка, а не выставка картин. Мы не воспитываем публику, а покупаем и продаем». Бенуа грозит выйти в отставку.
Долго беседовал с Виктором Шкловским. Он хочет пристроить всех своих мальчиков (так он называет своих единомышленников) - к чтению лекций в Доме Искусств. Мы торговались.
Я отказывался от Бонди, он всучивал мне Бернштейна.

Третьего дня - Блок и Гумилев - в зале заседаний - сидя друг против друга - внезапно заспорили о символизме и акмеизме. Очень умно и глубоко. Я любовался обоими. Гумилев: символисты в большинстве аферисты. Специалисты по прозрениям в нездешнее. Взяли гирю, написали 10 пудов, но выдолбили всю середину. И вот швыряют гирю и так и сяк. А она пустая.
Блок осторожно, словно к чему-то в себе прислушиваясь, однотонно: «Но ведь это делают все последователи и подражатели - во всех течениях. Но вообще - вы как-то не так: то, что вы говорите, - для меня не русское. Это можно очень хорошо сказать по-французски. Вы как-то слишком литератор. Я - на все смотрю сквозь политику, общественность»...

Чем больше я наблюдаю Блока, тем яснее мне становится, что к 50-ти годам он бросит стихи и будет писать что-то публицистико-художественно-пророческое (в духе «Дневника писателя»).  Иванова-Разумника на нашем Гржебинском заседании не было: его, кажется, взяли в солдаты. Мы составили большой и гармонический список. Блок настоял на том, чтобы выкинули Кольцова и включили Аполлона Григорьева. Я говорил Блоку о том, что если в 16-20 лет меня спросили: кто выше, Шекспир или Чехов, я ответил бы: Чехов. Он сказал: - Для меня было то же самое с Фетом. Ах, какой Фет! И Полонский! - И стал читать наизусть Полонского.
На театральное заседание Горький привел каких-то своих людей: некоего Андреева, с которым он на ты, режиссера Лаврентьева - оказывается, нам предоставляют театр «Спартак». Прибыл комиссар красноармейских театров - который, нисколько не смущаясь присутствием Горького, куря, произнес речь о темной массе красноармейцев, коих мы должны просвещать.
В каждом предложении у него было несколько «значит». «Значит, товарищи, мы покажем им Канто-Лапласовское учение о мироздании». Видно по всему, что был телеграфистом, читающим «Вестник Знания». И я вспомнил другого такого агитатора - перед пьесой «Разбойники» в Большом Драматическом он сказал:
- Товарищи, русский писатель, товарищи, Гоголь, товарищи, сказал, что Россия это тройка, товарищи. Россия это тройка, товарищи, - и везут эту тройку, товарищи, - крестьяне, кормильцы революционных городов, товарищи, рабочие, создавшие революцию, товарищи, и, товарищи, - вы, дорогие красноармейцы, товарищи. Так сказать, Гоголь, товарищи, великий русский революционный писатель земли русской (не делая паузы), товарищи, курить в театре строго воспрещается, а кто хочет курить, товарищи, выходи в коридор.

Я написал сейчас письмо Андрею Белому. Зову его в Петербург.

Год 1964-й:
По случаю «Дня Конституции» приехала ко мне Аня Дмитриева вместе с Митей. Аня - чемпионка тенниса, 24 лет, и в то же время студентка. Она спокойна, приветлива, чистосердечна, хорошо молчит, хорошо смеется. Не верится, что она знаменитость - заслуженный мастер спорта. В Лондоне была с командой около 10 раз, была в Африке, в конце января едет в Финляндию. Чемпионка по теннису. Мы вместе читали Юрия Нагибина «Далеко от войны».
7 декабря. Сейчас позвонила мне Ласкина из журнала «Москва». Моя статья о Зощенко ей понравилась - «вы научили нас читать Зощенко».
- Значит, я как критик здесь гораздо сильнее, чем как мемуарист.
- Верно. Нужно будет сократить мемуарную часть.
В «Лит. газету» я отправил статью «Язык Зощенко». Вышло 11 страниц. В Литературной России» идут мои записи «Что вспомнилось».
В «Неделю» я отправил дрянную статейку об Анне Ахматовой. Сейчас звонил мне сын Пастернака, Евгений Борисович, просит написать предисловие к книжке его стихов, которые выходят в Гослитиздате.
О! о! о!
Сволочь я, что не пишу о Чехове.
Таня рассказывает, что она на квартире одного из работников американского посольства смотрела кино - по его приглашению, присланному в Инкомиссию Союза Писателей. С нею была Волжина и два молодых переводчика - четыре человека. И на эту
четверку - пришлось четыре стукача, причем один из них в лифте попросил одного из переводчиков открыть портфель и показать, какие книги подарил ему работник посольства.

Ахматова в Италии - это фантастика. У нее

Нет косточки неломаной,
Нет жилочки нетянутой,-

и вдруг в Италии, где ее коронуют.

Примечание:


Анна Ахматова в Италии на вручении ей премии Этна Таормина.

* Стихотворные строки из поэмы Н. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".

Алексей Кольцов, Александр Блок, Афанасий Фет, Александр Бенуа, 1919, Юрий Нагибин, Николай Некрасов, Анна Дмитриева, дневники, 7, 20 век, Анна Ахматова, Максим Горький, Аполлон Григорьев, Корней Чуковский, Николай Гумилёв, Андрей Белый, Виктор Шкловский, Яков Полонский, 1964, 7 декабря, декабрь

Previous post Next post
Up