НОЧЬ
Маг, простерт над миром брений,
В млечной ленте - голова.
Знаки поздних поколений -
Счастье дольнего волхва.
Поднялась стезею млечной,
Осиянная - плывет.
Красный шлем остроконечный
Бороздит небесный свод.
В длинном черном одеяньи,
В сонме черных колесниц,
В бледно-фосфорном сияньи -
Ночь плывет путем цариц.
Под луной мерцают пряжки
До лица закрытых риз.
Оперлась на циркуль тяжкий,
Равнодушно смотрит вниз.
Застилая всю равнину,
Косы скрыли пол-чела.
Тенью крылий - половину
Всей подлунной обняла.
Кто Ты, зельями ночными
Опоившая меня?
Кто Ты, Женственное Имя
В нимбе красного огня?
19 ноября 1904
Примечание (из собрания сочинений А.А. Блока):
Маг, простерт над миром брений ... - Сходный образ - в стихотворении Белого "Маг" (1903): "В венце огня над царством скуки, // Над временем вознесены - /Застывший маг, сложивший руки" (Белый А. Золото в лазури. М., 1904. С. 123).
Маг в обоих стихотворениях - образ, отразивший восприятие "младшими" символистами "декадента" Брюсова, интересовавшегося спиритизмом и оккультными науками. В воспоминаниях Белого: «В.Я. Брюсов ( ... ) был единственный из поэтов, усиленно интересовавшийся магией, оккультизмом и гипнотизмом, не брезговавший никакой формой для их проявления ( ... ) Он порою казался нам тигром, залегающим в камышах своего академизма, чтобы неожиданным прыжком выпрыгнуть оттуда и предстать в своем, ином, как казалось, подлинном виде: "черным магом" ( ... ) К декадентству, как таковому, все мы относились отрицательно, - считали, что под маскою декадентства крепли "черные силы" задекадентовской линии магической поэзии, которая была нам так враждебна, которой яд вынашивал Брюсов под личиной измеряемых и точно взвешиваемых форм. В этом смысле Брюсов был для нас всех магом, для одних в серьезном смысле, для других в аллегорическом: недаром А.А. назвал его раз мне:великий маг моей земли" (неточная цитата из стихотворения "Тебе, Чей Сумрак был так ярок ... " (Молитвы. 4. Ночная. Март-апрель 1904; т. 1 наст. изд.).- ред.)" (Белый А. Воспоминания об Александре Александровиче Блоке // Воспоминания, 1. С. 284-285).
В 1904 г. отношение Блока к Брюсову как носителю "черных" сил постепенно меняется (см., например, письмо С.М. Соловьеву от 21 октября 1904 г.).