23 октября 1944-го года

Oct 23, 2024 16:23

из дневников

Николай Каманин, лётчик, 36 лет, генерал, командир штурмового авиакорпуса, Венгрия:
23 октября. Орадеа-Маре. Группа Ил-2 Прощаева нашлась и в полном составе перелетела на аэродром Орадеа-Маре. В треугольнике Дебрецен, Пюшпек-Ладань, Фелъдеш подготовлено пять аэродромов. В Дебрецен посадил 513 и 451 полки, 122 иап - на аэродроме Надудвар, все остальные - на аэродромах Орадеа-Маре и Таболну, кроме 809 шап и части 235 шап - эти пока ещё в Арпашу-де-Жос и Алба-Юлия. Армии нашего фронта в основном вышли на реку Тисса и захватили на её правом берегу несколько плацдармов. Отстаёт немного правое крыло фронта из-за значительно большего расстояния до Тиссы от исходных позиций. Наш сосед справа - 4-й Украинский фронт спустился с Карпат и северо-восточнее города Ньиредьхаза соединился с войсками генерала Плиева. Задачи корпуса - содействовать войскам Плиева и 27-й армии в выходе нареку Тисса. Сегодня 3-й Белорусский фронт Черняховского прорвал оборону немцев и вышел на территорию Восточной Пруссии, а Карельский фронт вышел на советско-норвежскую границу. Три раза был в Дебрецене - город сильно разрушен и основательно прочёсан отступающим противником и местным населением.

Георгий Князев, историк-архивист, 57 лет, ответственный работник Архива АН СССР, Ленинград:
23 октября. П[о]н[едельник]. Всю неделю был занят по раскрытию мозаичной картины Ломоносова и его учеников «Полтавская баталия» в Главном здании Академии наук. Картина, заложенная кирпичной стеной с мягкой прокладкой и слоем песка между стенами, была с принятием всех мер предосторожности постепенно раскрыта. В комиссию под моим председательством входили Петров Всеволод А., директор Лаборатории консервации и реставрации документов, и кооптированные проф. М. В. Фармаковский, А. Н. Тарьн и др. Все работы по вскрытию выполнял красноармеец товарищ Авилов (инвалид войны). Сегодня был торжественный просмотр картины в присутствии представителей Академии художеств, Эрмитажа, Русского музея, Союза художников, Комитета по охране памятников искусства и др. Присутствовал академик И. Ю. Крачковский и лауреат Сталинской премии Данилевский. Было признано, что картина сохранилась хорошо. Присутствующие сделали несколько предложений о дальнейшем ее хранении и популяризации.

Михаил Пришвин, писатель, 71 год, Москва, 23 октября:
...возвращаясь к движению жизни по кругу, сложенному борьбой центробежного начала (мужского идейно-отвлеченного) с центростремительным (женским лично-бытовым), признаем общее правило для понимания жизни людей на земле:
1) Основная сила жизни протекает в напряжении силы на мужском отвлеченном полюсе жизни и на женском конкретно-личном. 2) Расстройство в этой борьбе бывает двух родов: а) мужская отвлеченная идея, как комета летит и сила ее есть то самое «оно», которое чувствует Пьер в «Войне и Мире» (безликое, аморальное), б) Личное начало без идеи - это есть то самое, что мы называем презрительно «женщина» или попросту «баба».
Теперь попробуем применить к жизни эту «теорию» (возьмем войну), где женщина остается в тылу, а мужчина на фронте. Мужчина убивает, Женщина рождает, и так в этом вся жизнь и в этом объяснение страшного противоречия: наступают «солнечные дни» (Черчилль) для России, а Надежда Васильевна, потеряв сына, видит вечную ночь впереди. И если взойдет солнце, сказала Надежда Васильевна, я отвернусь.
И «не убий» (и на войне и всюду закон жизни «не убей»), этот закон исходит от Женщины.

Николай Каманин, 20 век, Георгий Князев, Михаил Пришвин, октябрь, 1944, 23, 23 октября, дневники

Previous post Next post
Up