из дневников
Александр Витковский, электромонтажник, 34 года, командир подразделения связи, Литва:
22 августа. Район реки Дубиса
Советская броня оказалась крепче, натиск врага выдержан. Бои идут на затухание. Рубеж на реке Дубиса - промежуточный. После большого сражения всегда требуется время - перегруппироваться, осмыслить, что ждет впереди.
Передали занимаемые позиции. Политработники ведут большую, кропотливую работу с пополнением - молодежью.
Александр Лесин, выпускник библиотечного института, 23 года, сотрудник редакции дивизионной газеты:
22 августа
До чего же - красив пейзаж Эстонии!
Такое даже и во сне
Не снилось с давних пор?
Сосна к сосне, сосна к сосни
Стоят, как на подбор.
А выйдешь из лесу - вдали Разливом синева. И от духмянности долин каждые полтора-два километра. В лесах частенько передовые роты нарываются на немецкие засады. Так что, по правде сказать, не до корабельных сосен нам.
.
Владимир Гельфанд, 21 год, лейтенант в стрелковой части, Молдавия:
22.08.1944
Немец зол: весь день бросает снаряды кругом нашей балки. Но в балку - ни-ни! Как будто это для них запретная зона. Мины тоже пролетают прочь отсюда, оставляя за собой лишь неприятное шипение. Видно, подвезли снаряды проклятым врагам, а может, они последние выбрасывают перед отходом? Дай бог! Ведь говорят, что Бендеры пали, перешли в наши руки. Действительно, с левого фланга и на противоположном плацдарме ожесточенные бои длятся вот уже несколько дней подряд - и днем и ночью - с участием «Катюш» и авиации. Только у нас сравнительно тихо.
Определенно фриц играет отходную. Это хорошо, но и плохо: пострадает село, которое он беспощадно избивает снарядами на той стороне, в Молдавии, но совсем рядом от нашей ОП.
Всеволод Вишневский, писатель, 43 года, политработник, Ленинград:
22 августа.
Из обстановки.
Тяжелые бои в районе Прибалтики, под Варшавой и пр. 19 августа перешли в наступление 2-й и 3-й Украинские фронты. Удар на Румынию (видимо, и по Плоешти).
Красная Армия готовит новое сокрушительное наступление.
В данный момент Болгария ищет выхода из войны. Премьер Болгарии: «Нам надо беседовать с нашим старшим братом...» (Россией). Финляндия вновь начала или начинает переговоры с нами...
ТАСС дал общую информацию о спектакле. Завод имени Сталина в специальном письме к генерал-лейтенанту Рогову просит показать «У стен Ленинграда» рабочим.
В радиопередачах за границу - подробная информация о премьере «блокадного театра»...
Михаил Пришвин, писатель, 71 год
22 августа.
Вечером вчера перед сном через деревья увидал Большую Медведицу и вспомнил, сколько я в жизни своей вложил своего в эти звезды. Теперь я больше не вкладываю своего в звезды.
- Ляля, - сказал я об этом ей в постели, - мне сейчас немного грустно: не могу больше отдавать себя звездам.
- Есть о чем грустить: ты им отдавался потому, что ничего лучшего, кроме звезд, над собой ты не видел. Ты именно от грусти по ближнему им отдавался, так чего же теперь тебе по грусти грустить?
Сейчас, беседуя с Лялей за чаем, понял основу происхождения своей неприязни как писателя к современному положению вещей. Основа состоит в том, что я, наивный художник, веривший в существование какого-то читателя («друга»), которому можно было открыть все, что есть на душе, приведен поведением наших властей к новому пониманию жизни: существует и должна существовать для каждого тайна тайн, которую он открывать не может. Вот эта-то тайна образует из хаоса всех людей - каждого из нас, хранящих эту тайну. Может быть, впервые только теперь я почувствовал свое приближение к тайне, и это приближение дает о себе знать толчком извне в мою душу, когда я раскрываю рот, чтобы высказать тайну свою всем. (Сумбурно выражено, переделать.)
Тайну эту нельзя осознать: осознание и есть рационализм, антропософия и весь страдальческий путь к истине любимейшего у Бога ангела Сатанаила...