из дневника за 2009-й год:
27 мая, среда.
При совке прямо так и писали: в 60 - 70 гг. XIX века в России “шла народно-освободительная война” и каждый деятель культуры, художник, должен был (уже тогда!) определиться, по какую сторону баррикад он находится.
Поразительное стихотворение Окуджавы “Старый причал” (1963 год!). Обычно у него не стихи - слова песни. А тут… тут сама поэзия, ее почти чаемый, настоящий язык:
Только в толпе белой рукой чуть шевелишь,
словно забыть старый причал мне не велишь.
Распространился гламурный тон ёрничающего всезнайки-обозревателя. “Обозревают” всё: от религиозной жизни - до литературы, кино, ночных клубов, ресторанов и проч. А тон - один, и он мне не нравится. Я б этих обозревателей отправлял на исправительные работы. А у читателей этих “обозрений” - спесь, что они в курсе дела. Еще одна подмена в культуре. Разновидность клиповой деятельности.
Когда долго смотришь на поразительную, уровня старых мастеров, картину Милле “Анжелюс” (утренняя молитва), то становится и впрямь слышен дальний звук сельского колокола.
Примечание:
Click to view
Чайка летит, ветер гудит,
Шторм надвигается.
Кто-то и мне машет рукой
И улыбается.
Кто-то и мне прямо в глаза
Молча глядит,
Словно забыть старый причал
Мне не велит.
День пролетел, месяц прошел,
Время растаяло.
Значит, и мной на берегу
Что-то оставлено.
Если опять берег мелькнет,
Сердце болит,
Словно забыть старый причал
Мне не велит.
Кто же ты есть, как тебя звать?
Что ж ты скрываешься?
Сколько уж лет только молчишь,
Лишь улыбаешься.
Только в толпе белой рукой
Чуть шевелишь,
Словно забыть старый причал
Мне не велишь.
Булат Окуджава, 1963.