16 мая 100 лет назад Михаил Пришвин

May 16, 2024 14:16

оставил такую запись в своём дневнике (писателю 51 год):


Красит человека только любовь, начиная от первой любви к женщине, кончая любовью к миру и человеку - все остальное уродует человека, приводит его к гибели, т. е. к власти над другим человеком, понимаемой как насилие.
В «Правде» была описана могила [Ленина] и высказана была мысль, что вопреки воле [Ленина] не ставить ему памятника - революционный народ России поставит, потому что эта воля выше воли завещателя, - что уже и сделано сооружение склепа Ленину. Это взято, вероятно, из практики выборов, когда выбираемый должен бывает подчиниться воле собрания. Но там все-таки получается согласие, а как же с покойником? Товарищи пересолили.

Высказав самую лучшую мысль, написав лучшее произведение - я с ним расстаюсь: оно мое, пока творится во мне, и тут я его собственник; по окончании творческого процесса я перестаю быть его собственником, и оно поступает в пользование. (Творчество и пользование: примите, ядите...)

Взять мать рождающую - она самая большая собственница, а когда вырос ребенок, где ее собственность: тот уже сам. Истоки собственности в процессе рождения. Вот почему и люблю я всякую бессловесную тварь, что в ней начинается творчество; но какая же эта тварь страшная собственница.

В головах недалеких людей чужие идеи проходят так, будто в сердце их самих уже совершился соответствующий творческий процесс. Вот почему с готовыми идеями так легко расставаться и почему так много людей болтающих и с плеча решающих труднейший вопрос о собственности.

20 век, Михаил Пришвин, 16, Владимир Ленин, май, 1924, 16 мая, дневники

Previous post Next post
Up