10 января 1939-го года

Jan 10, 2024 15:10

из дневников

Иван Майский, дипломат, 54 года, посол СССР в Англии, Лондон:
10 января.
Вот и новый год. Что-то он принесет?
Сдается мне, что будет это год бурный, тяжелый и, быть может, даже решающий для нашей эпохи. Поживем - увидим...
Новый год встретили в Париже. Поехали с Агнией на 5-6 дней «проветриться». Очень уж надоела привычная, каждодневная лондонская обстановка. Провели время хорошо. Много бродили по Парижу - чудный город! Жаль, что это столица страны, находящейся в стадии далеко зашедшего разложения. Были в музеях, в картинных галереях, в театрах - перевидали почти все наиболее модные пьесы - и, конечно, я много беседовал с С, на всякие политические темы.
Четвертого я вернулся в Лондон, а Агния еще до сих пор в Париже. Приедет должно быть числа 15-го.
Еще в Париже я простудился. Кое-как доехал до Лондона, а тут почти слег. Впрочем, и в этом состоянии есть своя «прелесть»: много читаю, а то в обычное время руки или точнее глаза не доходят до книг. Заедают газеты и всякая повседневная толкучка.

Зинаида Гиппиус, поэт, 69 лет, Франция:

Кельберину

Учитель благостный вас любит
И силы дал вам по судьбе.
Но легкомыслие вас губит
И ложь - себе.
Мы все, - играя иль скучая, -
Бежим от верного пути.
А сердце ропщет, втайне зная,
Куда идти.

Елена Булгакова, жена писателя Михаила Булгакова, 45 лет, Москва?
10 января.
Письмо Смирнова из ВОКСа с приложением перевода письма из Лондона. Это приложение представляет собой совершенную чепуху - нельзя понять, искажена пьеса или не искажена.
Ездили с Мишей поговорить с Уманским в Литературное агентство. Как все это нелепо! Судьба - пьес своих не видеть, гонорары за них не получать, а тут еще из ВОКСа присылают письма, которые только раздражают.

Александр Гладков, драматург, 26 лет, Москва:
10 января.
Только что вернулся из Консерватории. Впервые исполнялся концерт для скрипки с оркестром Мясковского. Солировал Давид Ойстрах. На концерте был Б.Л. Пастернак. Виски у него уже седеют. Он ответил на мой поклон, но я не уверен, что вспомнил, где мы встречались. Днем работал в Ленинской библиотеке.

Павел Филонов, художник, 55 лет, Ленинград:
10 января.
Звонила мне по телефону незнакомая девушка. Хочет у нас работать. Говоря об этом дочке, я сказал: «Она придет ко мне учиться - так она сказала. Но я думаю, что она испугалась моего голоса и не придет: когда я говорил с ней, голос у меня был почему-то грубый и прерывистый, некоторые слова почти по слогам выговаривал. Голос мой меня не слушался. Она, наверное, моего голоса испугалась! Если бы со мной ночью на темной улице заговорил кто-нибудь таким голосом, я бы тоже испугался!»
Дочка смеялась и вдруг сказала: «Когда я картины видала», - и пояснила, что испугалась моих картин, увидев их первый раз при нашем знакомстве в 1920-21 гг.
<...>

Примечание
"Дочка" в дневниках Павла Филонова - это его жена Екатерина Александровна Серебрякова. 
В апреле 1921 года умер сосед художника по дому, народоволец Э. А. Серебряков, Филонов делал его посмертный портрет.Тогда и произошло знакомство художника с женщиной, которая через три года стала его женой. Вскоре после знакомства с Павлом Николаевичем Екатерина Александровна записала в дневнике: «Филонов пришел и говорит: «… у меня столько нежности к вам, как к доченьке своей»». На самам деле Екатерина Александровна была значительно старше мужа. Когда они познакомились, ей было 58 лет, а Филонову на 20 лет меньше.

Александр Гладков, 1939, Давид Ойстрах, 10, 20 век, 10 января, январь, Зинаида Гиппиус, Екатерина Серебрякова, Иван Майский, Борис Пастернак, стихи, Павел Филонов, Елена Булгакова

Previous post Next post
Up