21 ноября 1943-го года

Nov 21, 2023 17:21


из дневников


Николай Каманин, лётчик, 35 лет, генерал-майор, командир штурмового авиакорпуса, Украина:
21 ноября.
Кулажинцы. Два дня тому назад штаб корпуса перебазировался в Кулажинцы. 264 шад - Бровары и Гоголев, 4 гшад - Недра и Козлов. Оправдались мои самые худшие предположения - наши отдали Житомир и отходят на север и восток от него. Блестящая Киевская операция замарана детским увлечением на запад. Сейчас в верхах излишне паникуют, боятся даже за Киев. Предполагавшийся переход штаба 1-го Украинского фронта и штаба 2-й воздушной армии в район Киева временно отложен. Я думаю, что нет оснований паниковать, но нужно признать, что мы сами себе портим успех. Нет твёрдости в решениях, а иногда и излишне много медлим с решениями. Например, полки моего корпуса сидят в 160-200 километрах от района основных боёв, а пересадить их ближе нельзя, потому что по «плану» мои очередные аэродромы в районе Белой Церкви, ну а Белую Церковь противник отдавать не хочет. Приходится сотни километров летать параллельно линии фронта и тратить на это основное горючее и время. Дважды просил Красовского дать аэродромы севернее или северо-западнее Киева - получал отказ. Погода мерзкая - дожди, туманы, изморозь, мокрый снег - все приметы затянувшейся осени.

Всеволод Вишневский, писатель, 42 года, политработник, Ленинград:
21 ноября.
Телеграмма из Клина: «Смертью героя погиб в районе Невеля Владимир Ставский. Горечь потери велика. Тарасенков».
Прощай, Володя, старый боец-коммунист, друг...
Из выступления комфлота адмирала Трибуца на последнем совещании командиров соединений. Адмирал говорил о том, что Ленфронт ждет приказа, - готов к наступательным операциям.
- Мы вернемся в свои базы в Прибалтике! Помешает лед - пойдем берегом.
Театру КБФ дано задание приготовить одиннадцать бригад для выступлений в ныне еще занятых Петергофе, Кингисеппе, Нарве и других городах. Я договорился с Пергаментом, что, вернувшись в Таллин, устроим большой митинг. Вспомним точно все, что мы там говорили в августе 1941 года, уходя и обещая вернуться.
В 9. 30 утра поехал на черновой просмотр спектакля «У стен Ленинграда» в Выборгский дом культуры... Спектакль вызревает - нужно еще три-четыре дня. Первые посторонние зрители дают хорошие отзывы. Были товарищи из Пубалта, Е. Добин и др.
Порой на репетициях я воспринимал спектакль острее. Старая моя мечта: спектакль высшей патетики и трагедийности. В «Оптимистической трагедии» был этот принцип. Он во мне. Я его не потеряю. Я буду искать высокой театральности, но работы 1942-1943 годов были мне очень полезны...

Давид Самойлов, поэт, 23 года, солдат запасного полка (после ранения и госпиталя, Горький (Нижний Новгород):
21 ноября.
Из окна казармы видна Волга. Пристань, рыхлый ледок, медленно плывущий; тот берег, запудренный снегом, низкий и голый. Неуютно, холодно и скучно, до одурения, до комка в горле.
Мельников-Печерский. «Очерки поповщины». Раскольничество - почва для нелепого фанатизма или для авантюризма типа Афиногена, Анфима.
Судьба первого любопытна.

21 ноября 1943 года Евгений Шварц закончил работу над пьесой "Дракон". О дальнейшей судьбе произведения и его постановки узнаём из дневника драматурга за 1944 год:

Март.  «Дракона», которого так хвалили, вдруг в конце марта резко обругали в газете «Литература и искусство». Обругал в статье «Вредная сказка» писатель Бородин. Тем не менее разрешен закрытый просмотр пьесы. Он состоится, очевидно, в конце июня или в начале июля...

Июль. Дракон» все время готовится к показу, но день показа все откладывается. Очень медленно делают в чужих мастерских (в мастерских МХАТа и Вахтанговского театра) декорации и бутафорию. Вчера я в первый раз увидел первый акт в декорациях, гримах и костюмах. Я утратил интерес к пьесе.

Декабрь. «Дракон» был показан, но его не разрешили. Смотрели его три раза. Один раз пропустили на публике. Спектакль имел успех. Но потребовали много переделок. Вместо того чтобы заниматься мелкими заплатками, я заново написал второй и третий акты. В ноябре пьесу читал на художественном совете ВКИ. Выступали Погодин, Леонов - очень хвалили, но сомневались. Много говорил Эренбург. Очень хвалил и не сомневался. Хвалили Образцов, Солодовников. Сейчас пьеса лежит опять в Реперткоме.

Я почти ничего не сделал за этот год. «Дракона» я кончил 21 ноября прошлого года. Потом все собирался начать новую пьесу в Сталинабаде. Потом написал новый вариант «Дракона». И это все. За целый год. ...
И запрещение или полузапрещение моей пьесы тоже, в сущности, меня не слишком задело. Ее смотрели и хвалили, так что нет у меня ощущения погибшей работы.
...
Сегодня ходил с Акимовым в Репертком, разговаривал о новом варианте «Дракона». Разговор, в сущности, кончился ничем.

Николай Каманин, 20 век, 1943, Евгений Шварц, Николай Акимов, 21 ноября, 21, Давид Самойлов, Илья Эренбург, Леонид Леонов, ноябрь, Николай Погодин, Всеволод Вишневский, дневники

Previous post Next post
Up