16 сентября 1938-го года

Sep 16, 2023 18:16

из дневников

Уильям Ширер, историк, мемуарист, 34 года, корреспондент американского радио в Европе:
16 сентября.
Прага. Еще одна телеграмма из Нью-Йорка. Они меня не слышат третий день подряд, но зачитывают мои сообщения, полученные по телеграфу. Это несчастье для радио. Из Берлина сообщают, что Гитлер потребовал референдума для жителей Судет, а Чемберлен более или менее согласен. Здесь правительство заявляет, что этот вопрос даже не обсуждается. Но они боятся того, что произошло в Берхтесгадене. Другими словами, что мистер Чемберлен предал их. В сегодняшнем эфире я скажу: «Согласятся ли чехи разрушить свое государство и принести в жертву свою стратегически важную горную преграду, которая защищала Богемию на протяжении тысячелетия?.. У меня такое впечатление, что они не потерпят унижения и вверят свою судьбу даже конференции четырех великих европейских держав. Чехи говорят: предположим, что пройдет референдум и Судеты отойдут Германии. В качестве компенсации, они считают, мистер Чемберлен должен предоставить им торжественно подписанные Великобританией, Францией, Германией и Италией гарантии, что агрессии не будет. А чего будет стоить другой договор, спрашивают они».
Позднее. Ура! Сегодня отлично слышал Нью-Йорк, и они меня так же хорошо слышали. После четырех дней неудач, и каких четырех дней!
...

Иван Майский, дипломат, 54 года, посол СССР в Англии, Женева (на Ассамблее Лиги наций, М.М. - М.М. Литвинов, нарком иностранных дел):
16 сентября.
М.М. рассказывал о своих встречах в Женеве с [М.] Бонне (11 сентября) и [Э.] Эррио (несколько позднее).
Бонне был, как всегда, блудлив и увертлив. Интересовался нашим взглядом на ЧС ситуацию. М.М. повторил ему то, что 2 сентября сказал Пайяру в Москве, но в еще более решительных тонах. Не знаю, какое впечатление это произвело на Бонне. Вероятно, не очень хорошее. Бонне во что бы то ни стало хочет уклониться от выполнения французских обязательств по франко-чешскому договору 1925 г. Наша твердая линия сильно путает его карты. Как бы он не стал наводить тень на плетень...
Разговор с Эррио носил прямо трагический характер. Самое интересное и самое важное в нем было - это откровенное признание Эррио, что Франции сейчас уже не под силу играть роль действительно великой державы: численность населения ее падает, финансы в полном расстройстве, внутренняя борьба обострена до крайности, авиация запущена, связи в Центральной и Восточной
Европе подорваны и существуют больше номинально. Все это очень печально, но все это, к сожалению, факт. Скоро наступит момент, когда Франции придется делать выводы из создавшейся ситуации.
Вот до чего докатилась Третья Республика!
Итак, Чемберлен сегодня в Берхтесгадене. По сообщениям газет, он пробудет в гостях у Гитлера, по крайней мере, 1-2 дня.
«Таймс», конечно, торопится подложить свою ложку дегтя. Его рижский корреспондент инсинуирует, что намерения СССР неясны, и что ЧС от него вряд ли может ожидать действительной помощи. Это неспроста. [Дж.] Мандер вчера на исполкоме «Союза друзей ЛН» заявил, что, по его информации, на ЧС будет произведен сильный нажим со стороны Англии и Франции: ЧС должна отказаться от своего пакта с СССР, который будто бы для нее является больше «liability than asset». По-видимому, нажим этот уже начался: сегодня чехпра обратилось к совпра с официальным запросом, может ли оно рассчитывать на лояльное выполнение советско-чешского пакта с нашей стороны.
...

сентябрь, 20 век, Максим Литвинов, 1938, Иван Майский, Уильям Ширер, 16, 16 сентября, дневники

Previous post Next post
Up