из дневников
Сергей Вавилов, физик, 47 лет, Крым:
29 июля.
Бати-Лиман. Наблюдал вчера за «наездником», большим подобием крылатого муравья. Тащил он здоровенную зеленую умерщвленную гусеницу, в которую, как в питательную среду, положит яички. «Наездник» выкопал глубокую норку, осторожно запрятал туда гусеницу и начал закладывать отверстие мелким гравием, удаляя большие камешки в сторону. Техника - животного мира, из той же группы явлений, как построение гнезд птицами, пчелиные соты, паутина и пр. Техника, вырастающая помимо науки, помимо просто сознания. Есть над чем задуматься. Не так просты взаимоотношения науки и техники. Первая - всегда продукт сознания, вторая - да разве можно предположить у «наездника» и «паука[»] мало-мальски развитое сознание.
Эту бессознательную технику надо, конечно, сопоставить с «изобретательством» природы - устройством глаза, светляками, электрическим угрем и пр.
А сознание повторяет бессознательные технические пути природы.
Автоматизм сознания? Реплика естественного природного пути?
Бати-Лиман - урочище на Южном берегу Крыма. В 1924 г. там был открыт Дом отдыха Академии наук СССР на базе существовавшего с начала XX в. дачного кооператива писателей и юристов.
Михаил Пришвин, 65 лет, Загорск (Сергиев Посад):
Когда по утрам вижу, как Павловна хворостиной выгоняет из ворот на прудик трех своих жалких линялых гусей, я изумляюсь выражению величия и могущества, которым дышит вся ее фигура. В этот момент я понимаю, откуда взялись большевики и все эти Ставские, насыщенные властью и жаждой господства, как электричеством. <Приписка: (Ставский: в моих руках дело, я - хозяин.)>
А то есть другая сила и другой человек: почуяв это в себе, он с отвращением отступает и оттуда, из глубины себя, действует, прокладывая незримые воздушные пути...
Завояка (название детского рассказа).
Горе, скопляясь в одной душе все больше и больше, может в один прекрасный день загореться, вспыхнуть сразу, как сено, и все сгореть в огромном пожаре радости. Даже кажется тогда, что вовсе и не заслужил...
Бывает, жизнь до того доведет в своей тяготе, что все на свете станет серьезным, пусть в это время встретится сказка, и она, та же самая, обыкновенная сказка, которой пользуются все для отдыха, выглянет так же серьезно, как вся жизнь в ее целом. И тот, кто в это время сказку серьезно на сердце принял и стал ей заниматься, - тот вот и есть подлинный поэт. Так что поэт тем отличается от всех людей, что сказку он сам создает, в то время как все ее лишь потребляют для отдыха, для развлечения. <Приписка: Потребитель вообще живет не всерьез.>
Человек, животное, растение в чем-то соприкасаются друг с другом: это «что-то» есть равенство всех и всего на свете в его представительстве, потому что все они, как части большие и малые, представляют собой единое целое. Вот обладая этим чувством целого, можно всем разнородным существам на земле понимать друг друга.
В американском журнале видел отдел «Детский сад» не в смысле школы, а настоящий сад, который дети сами себе и устраивают. Есть же вот где-то такое прекрасное детство!
Владимир Голицын, художник-иллюстратор, 36 лет, Абхазия, Гудаута (П.Д. - художник Павел Корин):
Сутра горы открылись, и писали мы панораму. После завтрака засели в «морду» и писали берег Абхазии до обеда. После обеда до темноты вечернюю панораму гор. Павел Дмитриевич меня похвалил, что «отношения вы стали брать лучше». За долиной реки Бакланки высится гора (шапка Сафер-бея) красноватая, стройная, со снеговым полем. Павел Дмитриевич прозвал ее «Готическим собором» (мы тогда не знали, как ее зовут), потому что она напоминает ему собор в Орвието. Послезавтра собираемся к начальнику строительства дома отдыха «Волга» товарищу Гавриленко просить его дать нам машину на Рицу съездить. Предложим ему свои рисунки.
П.Д. сейчас в хорошем настроении - все с моими ребятами дурачится. Стал ходить в одних трусах. Платок на голове. Загорел. Пузо полосами! На себя не похож.