Сначала расскажу о том, как мы о нём узнали.
Очень просто. Пошла Надя в парикмахерскую. Возвращается она домой и, выслушав мои похвалы о своей новой прическе, говорит: - Ой, мой мастер такая, оказывается, интересная девушка! Спортсменка, на горных лыжах катается, читает, много по России путешествует, готикой в архитектуре интересуется, в ближайшее время очень хочет в Тверь поехать: там есть такой Морозовский городок - сплошь готика и модерн - очень хочет посмотреть! Полезли мы уже оба в интернет: искать, читать, узнавать - и нам тоже захотелось посмотреть. Вот так мы сюда теперь, в Твери, и пришли. Пришли со стороны, где кончается асфальт, но начинаются постройки из красного кирпича с белой отделкой.
2) Морозовский городок (Морозовские казармы или Двор Пролетарки) - комплекс общественных, промышленных и жилых зданий в четырех-пяти километрах от центра Твери. Их построили в 1858-1913 годах для «Товарищества Тверской мануфактуры хлопчатобумажных изделий», которой, унаследовав, владела и управляла Морозовская династия «Тверских» (или «Абрамовичей» - от ее основателя Абрама Саввича Морозова).
3) Морозовский городок - одна из самых первых попыток создания микрорайона в России. Он строился для рабочих и служащих «Тверской мануфактуры». Построенное здесь - это прообраз домов-коммун, идею которых зародил Николай Чернышевский в романе «Что делать?». На Всемирной выставке в Париже в 1910-ом году городок Морозовской мануфактуры получает золотую медаль как лучший рабочий городок мира.
4) Вот два снимка домов 47 и 48. Это две казармы, построенные в 1900 годах для семейных рабочих. При виде сверху их комплекс представляет собой две буквы «т», срощенные основаниями. На каждой из казарм возвышались две астрономические башни-обсерватории с купольными завершениями. От них теперь мало что осталось. В основе планировки казарм - коридорная система, а в поперечном корпусе располагались большие общие кухни и подсобные каморки. В зданиях было калориферное отопление. А несмотря на скромный быт, внутри каждого здания сохранились дореволюционные кованые перила и чугунные лестницы.
5) В этом здании (дом 48) провел детство и юность бард-небард, шансонье-нешансонье, но точно автор-исполнитель своих песен Михаил Круг. У него есть песня «Морозовский городок», но о ней позже. В таких домах (казармах) здесь жили рабочие и мелкие служащие. Инженеры, бухгалтеры, художники, граверы и другие ценные специалисты жили в зданиях на другом (левом) берегу Тьмаки в зданиях с планировкой, характерной для доходных домов: квартиры с отдельным входом по площади более 100м2, с кухнями, кафельными печами, ванными и кладовыми.
6) Это здание школы Тверской мануфактуры. Школа (училище) была открыта для детей и неграмотных взрослых в 1877 году. Позже для обучения взрослых, которых становилось все больше, построили отдельное здание. В здании школы для детей сс 1970-х размещена специальная (вспомогательная) школа № 2.
Образование на фабрике было в несколько ступеней. Начальное - для детей рабочих - подразумевало обучение грамоте. Для рабочих - с элементами профессиональной подготовки. Всеми школьными делами управляла жена директора правления мануфактуры Абрама Абрамовича Морозова Варвара Алексеевна Морозова (в девичестве Хлудова). Ежегодно в этих двух школах обучалось до 110 человек от 7 до 40 лет. Товарищество оплачивало образование детей из неимущих семей.
7) А вот здание, которое построил сын четы Морозовых Иван Абрамович. В 1900-ом здесь открылся Народный театр, первоначально именуемый «чайная и зал для спектаклей». Построен он был по проекту архитектора В.К. Терского. 1 декабря 1901 в театре показали «Пиковую даму» Чайковского, и Тверь с тех пор стала одним из первых провинциальных городов, жители которого познакомились с репертуаром Частной оперы Саввы Мамонтова. В советское время Народный театр стал ДК Пролетарка, с 1975 здесь разместился спортивный комплекс (ДК переехал в новое здание на проспекте Калинина).
И если кто не помнит, напомню, что Морозов Иван Абрамович (1871-1921, в эмиграции) - предприниматель, в 1892-1900 директор-распорядитель Тверской мануфактуры, собиратель западноевропейской и русской живописи, картины из коллекции которого мы можем увидеть теперь в залах лучших музеев России. Вот он на портрете работы Валентина Серова:
8) Сейчас всё возведенное Морозовыми находится в плачевном состоянии
9) Разруха
10) и депрессивность сквозит из-за каждого
11) почти угла.
12) Дома-казармы постепенно отселяются, но где-то еще в них чувствуется жизнь.
13) Осталось мне рассказать о самом знаменитом доме Морозовского городка - о Париже.
14) В честь получения Золотой медали на уже упоминавшейся выше выставке в Париже в 1910-ом году здесь было начато строительство казармы (дом 70), которую все будут потом называть «Париж». На торце казармы еще до 60-х годов XX века имелась надпись: «Дом имени Варвары Алексеевны Морозовой».
15) А сейчас мы нашли другую табличку.
Радует то, что размещение похожих памятных досок-табличек характерно для всей Твери. Мы часто их встречали в других её районах, на доме, где остановились, таких даже две.
16) Есть версия, что название «Париж» прижилось с лёгкой руки писателя и журналиста Бориса Полевого (автора «Повести о настоящем человеке»), который когда-то работал на текстильной бывшей Морозовской фабрике и жил во Дворе Пролетарки. «Париж» построен по проекту архитектора В.К. Терского.
17) Это первое пятиэтажное здание в Твери и последнее из больших строений городка, который застраивался с 1858 по 1913 год. Когда говорят о архитектурном стиле постройки, то чаще всего встречается упоминания о переходном, от неоготики к модерну, стиле.
18) Изначально и в этом доме система жилья была коридорной, но после капитального ремонта в 1970-ом году казарму изнутри перестроили в жилой дом с отдельными квартирами.
19) Покидая Двор Пролетарки, я почему-то поймал себя на мысли, что вот тот же Михаил Круг родился в доме, построенном купцами Морозовыми, а я родился (тоже в городе на Волге), когда мои молодые родители жили в фанерном бараке, и за 5-6 лет (пока папе не дали отдельную квартиру) я получил хроническую бронхиальную астму, которая меня держала за горло почти 60 лет - не могла советская медицина с ней справиться. Я сам с ней справился. Хотелось бы, чтобы и Тверь справилась с сохранением Морозовского городка. Вроде бы есть планы постепенно привести оставшееся от Морозовых достояние в привлекательный для туризма и бизнеса вид. На 68 гектарах (это как 110 футбольных полей) расположено 90 зданий, 20 из них - жилые дома. 44 здания из 90 - объекты культурного наследия, которые охраняются государством. Эти здания нельзя перестраивать или сносить - а можно только реставрировать. Кто ж на это деньги даст? Особенно сейчас.
Песню Михаила Круга "Морозовский городок" я впервые прослушал только сегодня. Нормальная песня, особенно, когда уже представляешь о чем она, И видеоряд в ролике интересный.
Click to view
20) Из Морозовского городка вышли мы в малоэтажную частную застройку Твери,
21) на улочках которой вовсю весна распускалась
22) и расцветала.
23) Прошли мы улицей Баррикадной от её конца у Двора Пролетарки
24) до её начала, где разруха советского спорта соседствует
25) с громоздкой величавостью возрождающейся религиозности. Это с некоторых пор главный храм Твери кафедральный собор Воскресения Словущего (заложен в 1913)
26) Путь из частного сектора в типовой городской проложен через территорию
Христорождественского монастыря
27) Это собственно Христорождественский собор
28) Контрасты монастырского двора.
29) С Баррикадной улицы через монастырский двор выходим на улицу Спартака (явно не футбольного клуба). И здесь видим, как город может, не замарывая старое, память о прошлом сохранить, передавая его здания владельцам сегодняшнего дня.
Продолжение последует, оно будет завершающим