Тему образования и воспитания детей, затронутую Володей, продолжу своим рассказом о путешествии на северо-восток Москвы, опять-таки с группой проекта «Выход в город». Среди экскурсоводов этого проекта есть не только профессиональные экскурсоводы, архитекторы, историки искусств, но и энтузиасты-любители, нашу группу вел именно такой человек, Ирина Митрофановна Манохина, организовавшая инициативную группу по популяризации историко-культурного наследия приюта братьев Бахрушиных. И получилось действительно путешествие, и во времени, и в пространстве. Мы оказались в районе Алексеевских улиц, в конце XIX века этот район относился к Сокольничьей роще. Здесь в 1896 году известная в Москве семья Бахрушиных начала строительство сиротского приюта для мальчиков. Купеческую семью Бахрушиных, получавших доходы от предприятий кожевенной и суконной промышленности, называли в Москве «профессиональными благотворителями». В конце успешного финансового года они выделяли определенные суммы на помощь бедным, больным, престарелым, учащимся. Ко времени начала строительства детского приюта уже была построена (в 1887 году) Бахрушинская больница (известная в наше время как больница № 33 им. А.А. Остроумова). На строительство больницы Бахрушины ассигновали сумму в 240 000 рублей, а еще 210 000 рублей составлял неприкосновенный фонд, проценты с которого шли на ее содержание. Профессионализм благотворителей сказывается в этом, они не только строили разные заведения для бедных и неимущих, но и заботились о дальнейшем их существовании. В 1892 году при больнице был выстроен двухэтажный корпус Дома призрения для неизлечимо больных на 200 мест (первый московский хоспис). В общей сложности на средства семьи Бахрушиных были построены в столице и в их родном городе Зарайске (Бахрушины приехали в Москву именно оттуда в 1821 году) 18 храмов и более 100 гражданских зданий. В их числе - родильный приют и первый в Москве туберкулезный барак для женщин, Дом бесплатных квартир для нуждающихся вдов с детьми и учащихся девиц на Софийской набережной. И все это безвозмездно, единственным пожеланием благотворителей было упоминание имен членов их семьи на литургиях.
Итак, вернемся к детскому приюту. На строительство приюта братья Бахрушины, Александр и Василий Алексеевичи пожертвовали сумму в 600 000 рублей, из них 150 000 рублей - на строительство, а 450 000 рублей составлял банковский вклад «на вечные времена», на проценты с которого предполагалось содержать приют. Этих средств хватило на постройку пяти корпусов для размещения детей, вскоре появился и шестой корпус, построенный на средства Веры Федоровны, жены Василия Алексеевича. Все здания располагались компактно, составляли единый комплекс, самый настоящий детский городок. Было еще административное здание, мастерские, в 1903 году освятили церковь во имя Живоначальной Троицы, единственную в Москве храм, построенный специально для детей.
Приют назывался так: «Московский городской сиротский приют имени братьев Петра, Александра и Василия Бахрушиных» (торжественно открыт 25 ноября 1901 года). Ко времени начала строительства Петра Алексеевича уже не было в живых, но Бахрушины чтили память старшего брата, взявшего бразды семейного правления в свои руки после смерти отца. Именно благодаря семейному единению капитал не был разделен, удалось не только выплатить отцовские долги, но и создать настоящее промышленное производство, приумножить капитал и войти в число крупных предпринимателей столицы. Интересный факт: до революции всего 12 человек удостоились звания Почетный гражданин Москвы, из них трое принадлежали к купеческому сословию: П.М. Третьяков и братья Александр и Василий Алексеевичи Бахрушины. Более детально о детском приюте расскажу в следующем посте, а сейчас - фотография приютских корпусов, сделанная в наше время.