13 апреля. Инна Лиснянская

Apr 13, 2023 20:43

стихи и дневник

НА ПЕРЕХОДЕ

Вся столица пестрит рекламами
Полуночными и полдневными.
Переходы все дышат драмами
Как наземными, так и подземными.

Мать с младенцем сидит на краешке
Тротуара у рощи Марьиной:
Баю-баюшки, баю-баюшки,
Мы дождемся бутылки подаренной!

Ах, о чем, о чем эта женщина,
Чье лицо алкоголем изморщено?
Достоевщина... беспредельщина..
Поножовщина... Беспризорщина...

13 апреля 2003

Из дневника:

13 апреля 2008
[…] Вчера открыла «Знамя» и открыла для себя 27-летнего Евгения Никитина. Наконец-то появился совершенно своеобычный новый поэт со своим взглядом сквозь реалии жизни на саму жизнь. Все у него наличествует, что надо - обновленный ритм и словарь, свежее страстное чувство, ненавязчивая ироничность, острота ума. Чтобы не быть голословной, скажу хотя бы о музыке: несмотря на длинную строку, анжамбеманы, ритм быстрый. Можно было бы подумать, что скорость достигнута за счет многих внутренних рифм. Но многие теперь пользуются внутренними рифмами - не новость. В данном случае летящая музыка - не просто эффект виртуозной техники, а обусловлена самим содержанием. Мне всегда кажется, что форму образует содержание, а поиск формы для содержания редко когда успешен. Редко удается в уготованное русло загнать реку. Как хочется, чтобы в суете тусовок и юношеских отрицаний всех и вся он не стал бы искать эдакое такое - левой рукой за правое ухо. Он, родом из Молдавии, сейчас живет в Москве, снимает комнату и занимается устройством поэтических вечеров. Последнее обстоятельство меня и настораживает. Но думаю, сильный талант упасется от искушений. […] Хочется написать Никитину письмо, но он так презрительно поминает скопом всех предшественников, что мое восторженное мнение для него, думаю, пустой звук.
[…] Сейчас позвонила Олеся , привезет мне книгу Семёна Израилевича. Ура! Книга полная с добавлением некоторых ненапечатанных. Очень красивая. На ярко-белой обложке дивный портрет Липкина. Сёма улыбается едва-едва, скорее мимолетная полуулыбка, а глаза внимательно-грустные. Как я ни обрадовалась, а плакать захотелось. Тираж 3 тысячи. Послесловие Немзера.

Примечание. Я очень уважаю Инну Львовну, но понравившийся ей поэт Евгений Никитин меня совершенно не тронул. Таких много. Убери фамилию из предисловия - и не узнаешь. Но это мое мнение, может, у вас сложится другое. Насобирал тут его стихов.

Опубликовано в журнале Знамя, номер 12, 2007

Об авторе | Евгений Сергеевич Никитин родился 11 марта 1981 года в посёлке Рышкань (Молдавия). В 1997 году уехал с родителями в Германию. Закончил гимназию имени Фридриха Беренса. В 2003 году переехал в Москву. Учится в МГУ имени М.В. Ломоносова. Жил в Кишиневе, Ставрополе, Мееране, Дрездене, Шверте, Дортмунде, работал телеведущим, дворником, разносчиком реклам, продавцом, переводчиком, преподавателем немецкого языка. Состоял в различных сетевых редакциях и Лито, которые оставил в 2005 году. Публиковался в альманахах “Акме” (2003), “Anno 2003” (лито “Пиитер”), “Литерра Инкогнита 2005”. Автор книги “Зарисовки на ветру” (М.: “Икар”, 2005).

Скобки

Я начал замечать: мой добрый друг
становится печальней и прозрачней. Просвечивают шляпа и сюртук,
и как бы автор ни был близорук, а в лёгких ясно виден дым табачный.

Не прячет воровато друг лица:
сквозь стенки черепной его коробки я наблюдаю ветку и птенца,
рекламный щит, прилавок, продавца; я мысленно беру всё это в скобки.

Он тихо-тихо таял с детских лет,
но - оболочкой, а не сердцевиной. Пустяк - исчезли кожа и скелет,
не в этом суть. Мучительный секрет, загадка в том, что сердце, сердце видно!

А я, напротив, становлюсь плотней - булыжник в череде других камней.

Колыбельная для Кати

Расскажи про белого бычка, ветка в тимирязевском лесу…
воздух держит катю на весу, огонёк-сестрёнку светлячка.
на таможне финской - чур, молчок - девочка с косой и рюкзачок.
пальма контрабандная внутри. дома чёрный чай и сухари.
шесть рублей шуршали в кошельке, звёздочка взошла на потолке.

* * *

Клён, каштан и сакура в цвету. я возник, подрос, завёл жильца…
а со стен осыпалась пыльца: скоро осень - чую за версту.
слышу, словно старый самурай, топот паучонка, трепет свай,
катю с книжкой, коготки кота. и запоминаю навсегда.
у меня на третьем этаже стол, на нем конфета в парандже…

* * *

Кордоны серых спичечных коробок, где человеки спят без задних ног и видят сон, в котором столько пробок, как будто в табакерке городок. Они везде стоят: в метро и ЖЭКе, у лукоморья паспортных столов, на Дмитровской на страшном солнцепёке, на площадях средь пёстрых куполов. Зима приходит, как внезапный выстрел, и сразу пробирает до костей; пока ещё никто из сна не вышел - все спят, включая женщин и детей. Они врастают в белые доспехи, вдыхая мёрзлых улиц синеву; как стойкие бумажные морпехи, они стоят во сне и наяву. Как будто это души их нагие вершат над ними некий самосуд и ждут, когда сюда придут другие и спящих окончательно снесут. Наутро ничего не происходит; глаза людей - прозрачное стекло. В маршрутке и подземном переходе - сморгни, мой друг, и всё уже ушло.

* * *

Музыка погасла наверху. Это неожиданно случилось. Словно меломану-лопуху что-то недоступное открылось. Он на полуслове оборвал пёстрых нот невидимую ересь и с тех пор уже не горевал, и остепенился, словно через тонкий слой загадок и ключей, следствий потаённых паутину он увидел в хаосе вещей
смыслом осенённую картину. В этом состояньи не поют, прячутся, пытаясь всё запомнить: этот недоверчивый уют, холод опустелых белых комнат, шёпот стёкол - что-то о своём, танец запылённого фарфора, стол, обжитый всяческим хламьём, очертанья странного прибора. Музыка ушла сквозь череду дней, сменилась сном и тишиною; если я по лестнице иду, кажется: она ещё со мною - помню, раньше каждого жильца провожала - нянька и привратник - и пустые, чёрствые сердца оплетала, словно виноградник.

.....

Опубликовано в журнале Интерпоэзия, номер 1, 2020
Евгений Никитин родился в 1981 году молдавском поселке Рышканы, в 1997 году эмигрировал в Германию, а затем в 2003-м - в Россию. Закончил филологический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова. Как поэт публиковался в журналах «Новый мир», «Воздух», «Знамя», «Новый Берег», «Октябрь», «TextOnly», «Homo Legens», «Гвидеон» и др. Автор трех сборников стихотворений и, в соавторстве с Аленой Чурбановой, сборника короткой прозы. Живет в Израиле.

КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

В моем детстве
все люди носили «полубокс».
В молдавском поселке Рышканы
других стрижек не было.

Один и тот же человек
стриг всех -
парикмахер Фима.
Полголовы направо,
полголовы налево. Посередине проборчик.
Я тоже носил полубокс.
В поселке были вечные 50-е.

«Сегодня я иду к Фиме», - говорил дед.
Он почти облысел.
Фима раскладывал остатки его волос.
Одну прядку направо,
другую налево. Посередине проборчик.
Фима не знал других стрижек.

В 90-е моя мама, оперная певица,
переквалифицировалась в парикмахеры
и вернулась домой.
Она стригла и пела арии.
Народу нравилось.
Фима терял клиентуру.

«Мне надоел твой еврейский проборчик», -
сказала мама
и перестригла меня, напевая арию Джильды.
Я стал зачесывать волосы назад.
Я был горд мамой.

«Ты должна познакомиться с Фимой, -
сказал маме дедушка. - Он научит тебя
делать полубокс».
Но мама не хотела знакомиться с Фимой,
делать полубокс.
Даже я понимал: Фима устарел.
Мама стригла всех по-разному.

Жители Рышкан внезапно
стали отличаться друг от друга.
Это была культурная революция.
Дедушка обиделся за Фиму, за полубокс.
Ходил к Фиме до последнего,
раскладывал прядки.
Лоялен до конца, мой дед.
Фима уехал в Израиль.

Много лет прошло с тех пор.
Я живу в Москве,
зачесываю волосы назад.
Жена недовольна.
«Мне надоел твой еврейский зализончик», -
говорит жена.
Хочет, чтобы я выглядел,
как герой сериала “Mad Men”:
полголовы направо, полголовы налево.
Посередине проборчик.
Как у моего деда.

WANTED

Итак, я перехожу границу.
Я иду через лес, перебегаю от кусточка к кусточку.
Я ползу через болото по-пластунски.
К поясу пристегнут мешок:
я несу на Украину голову поэта Игоря Караулова.
За нее назначен солидный куш.
Я смогу сделать первый взнос за ипотеку.

Голова болтает без умолку.
Сначала она обвинила меня в предательстве.
- Что поделать - я нищ.
Мне нужно заботиться о жене и дочери.
Нам негде жить, - сказал я.

Потом она стала смеяться надо мной,
утверждая, что Яценюк не даст за голову
и ломаного гроша.
- Что ж, если они откажутся платить,
я отнесу тебя полковнику Стрелкову.
Скажу, что похитил голову из рук Яценюка.
Пускай к ней организуют паломничество,
а меня наградят.
Голова жестоко захохотала, рискуя привлечь внимание.
Теперь она декламирует стихи.

Я промерз до костей.
Я сплю на деревьях.
Я прячусь от проезжающих БТРов.
показываю спутнику НАТО то средний, то большой палец,
пытаясь ввести всех в заблуждение,
а голова все читает.
Ирония судьбы - когда-то,
промозглым осенним вечером,
он сказал, что мне никогда
не стать голосом своего поколения.
И был прав. А помнишь
Венецианскую биеннале,
как мы орали стихи перед ничего не понимающими греками
и жующей ломоть хлеба Йоко Оно?

Я глотаю слезы и ползу дальше:
голова поэта Игоря Караулова -
это все, что у меня есть.
Голова по-прежнему декламирует,
будто она на сраном поэтическом вечере
в кабаке имени Данила Файзова,
будто нас ждет черемша и неформальное общение,
пьяное трио с Геной Каневским,
голый Володя Жбанков, теплые губы Ольги Вайншток.

13, Евгений Никитин, 21 век, 2008, стихи нашего времени, 13 апреля, 2003, апрель, 2020, Инна Лиснянская, 2007, стихи, дневники

Previous post Next post
Up