Оригинал взят у
1938 в
Театральная фотографияПервоначальный прием, оказанный Мандельштаму в Воронеже, был для ссыльного человека неожиданно теплым: работа в местном Большом Советском театре, работа в Радиокомитете, работа в газете, публикации в местном журнале, творческий вечер в редакции главной областной газеты - все это для ссыльного было не само собой разумеющимся.
Народный артист РСФСР
Петр Ильич Вишняков, с которым я встречался в Театре Советской армии в 1982 году, протянул мне листочек с со своими воспоминаниями и - о, чудо - с фотографией, сделанной зимой 1936 года - во время читки в театре пьесы Горького «Враги».
ОСИП МАНДЕЛЬШТАМ В ВОРОНЕЖСКОМ ТЕАТРЕ
Я пришел в Большой Советский театр осенью 1935 г. Вскоре к нам пришел новый заведующий литературной частью - поэт Осип Мандельштам, как мы потом узнали.
Это был очень тихий и скромный человек, он молча смотрел спектакли и репетиции. Наверняка у него было свое мнение о спектаклях и, возможно, он его высказывал директору театра С.О. Вольфу или главрежу В.М. Энгелькрону, но никогда - на труппе. Так же никогда он не читал и своих стихов нам, актерам. Надо сказать, что и сами актеры к нему не очень-то «прислонялись» - время было суровое.
В своем темном костюмчике, со своими неведомыми нам мыслями, Мандельштам был для нас несколько даже загадочным человеком.
Почему он держался так замкнуто? Казалось, что он не хочет расплескать свой внутренний мир. Но, может быть, он просто чувствовал себя чужим в театральной среде?...
4 февраля 1982 г., Москва
Вишняков и некоторые другие артисты, которых мне удалось разыскать, составили следующий список запечатленных на фотографии:
Сидят (слева направо): Мурская (Экк) Мария Александровна (1899-?), Гришин Осип Иванович, Васильева Галина Кузьминична (1914-?, впоследствии засл. артистка РСФСР), Судьбинин (приехал из Хабаровска, работал 2 года, впоследствии арестован), Мариуц (Зимбовская) Ольга Павловна (1896-1962?, впоследствии засл. артистка РСФСР), Мандельштам О.Э. (завлит), Васильев Георгий Михайлович (1892-1949, артист и режиссер, впоследствии нар. артист РСФСР), Рославлев Николай Николаевич (1908-1952, впоследствии актер и реж.), Юратова (Васильева) Вера Владимировна (1898-?), Вишняков Петр Ильич (впоследствии нар. артист РСФСР), Орлицкая (Муромская) Елена Сергеевна (1891-1954), Викторов (Викторов-Каролинский) Борис Викторович (1888-?), два неустановленных лица, Каменский, Боровков Сергей Григорьевич (1905-?).
Стоят (слева направо): Чернов (Груздев) Алексей Петрович (1908-1979, впоследствии нар. артист РСФСР), неустановленное лицо, Любин, Аристов Евгений Сергеевич (1914-1976?), неустановленное лицо, Озеров Николай Ефимович (?-1941), Шкурский (Ремизов) Владимир Иванович (1900-1978, впоследствии засл. артист РСФСР).
А вот что об этой же фотографии написал Александр Кушнер:
ФОТОГРАФИЯ
Фотография тридцать шестого, наверное, года.
Театральная труппа. Домашнее что-то, как сода,
Закулисное, рыхлое, в воздухе растворено.
Двадцать два человека уткнулись во что-то одно.
Двадцать два человека уткнулись, наверное, в пьесу
Про слугу двух господ или так: про вдову и повесу,
Лишь один человек не глядит в распечатанный текст,
Он застыл, словно гипс, словно известь, цемент и асбест.
В сером пепле табачном и брюки его и ладони.
Старику и неряхе, о как ему скучен Гольдони!
Он глядит, а куда? Никогда не узнаем,- в окно,
Где воронежский грач прошлогоднее топчет сукно.
Колченогих столов пузырями вспухает фанера.
Сколько жизни осталось? Не спрашивай, что за манера
Разбегаться с вопросом? В окне на нетвердых ногах
Выступают грачи,- он и сам здесь на птичьих правах.
Он и сам кое-как, еле держится, сбоку припеку.
Почему же так любит он теплую эту мороку
И в преснятину эту, тосчищу,- вот дикая роль,-
Каждый раз подсыпает свою стихотворную соль!