13 января 1968 года

Jan 13, 2023 20:30

из дневников:

Александр Бек, писатель, 65 лет
13 января.
Я в Малеевке. Приехал вчера. Сегодня со вкусом и аппетитом принимаюсь за работу. Идут очень важные главы.
В эти дни родилась у меня концепция - (Ленин как) Дон Кихот русской революции. Чувствую: в ней много плодотворного.
За дело!

Давид Самойлов, поэт, 47 лет, Москва:
13 января.
День рождения у Дуси.
Она и Золотухин усталы, измучены процессом. И все же разговор то и дело возвращается к нему. Речи адвокатов, кажется, были хороши. Небольшая толпа, стоявшая на морозе перед зданием суда, молча вручила защитникам цветы.
Блистательно поведение Литвинова-внука и Богораз.
Наши власти не могли помиловать подсудимых. Это означало бы введение свободы слова.
С другой стороны - для пресечения нужен диктатор. «Средний слой» мечтает о нем. «Высший» не может на это решиться. Диктатор прежде всего съест их.
Корнилов говорит, что борьба методами политики неминуемо приводит к нечаевщине. Грязь порождает грязь.
Но что тогда - гражданский подвиг? Возможно ли нравственное усовершенствование общества без борьбы за его свободу?
Могут ли подданные быть внутренне свободны?
Снова наш старый, нерешенный вопрос о путях.

Примечания:
С 8 по 12 января 1968 г. в Москве проходил судебный процесс по делу Александра Гинзбурга, Юрия Галанскова, Алексея Добровольского и Веры Лашковой. Все они обвинялись в антисоветской агитации и пропаганде. Гинзбургу вменялось в вину составление и передача на Запад "Белой книги" по делу Синявского и Даниэля, Галанскову - составление
самиздатского литературно-публицистического сборника "Феникс-66", Добровольскому и Лашковой - содействие Гинзбургу и Галанскову.

Б. А. Золотухин защищал на процессе А. Гинзбурга, а Д. И. Каминская - Ю. Галанскова.
Литвинов Павел Михайлович (р. 1940) - преподаватель физики, правозащитник,
внук наркома иностранных дел М. М. Литвинова.
Богораз-Брухман Лариса Иосифовна (р. 1926) - правозащитница, первая жена Ю. Даниэля.
П. Литвинов и Л. Богораз-Брухман написали письмо, направленное не советским властям, а мировой общественности, с призывом требовать освобождения подсудимых из-под стражи и повторного разбирательства в присутствии международных наблюдателей. Это письмо П. Литвинов
11 января 1968 прямо у здания суда вручил сотрудникам КГБ и милиции, а также журналистам.

Лидия Чуковская, литературовед, 60 лет:
13 января.
Эфир полон процессом… Воззвание от Павла Литвинова и Ларисы Даниэль…А мне хотелось узнать НЕ из эфира, т. е. не только из эфира. И сегодня узнала из очень верного источника крохи.
Процесс этот по форме действительно беззаконнее всех предыдущих. Судьи не давали говорить свидетелям защиты и адвокатам. Публика (подобранная по билетам) улюлюкала на подсудимых и свидетелей защиты. Когда одна свидетельница что-то говорила в защиту Алика, он сам ей крикнул: «Что ты пытаешься, Андропов в зале»! Мать Гинзбурга сначала не пускали, а пустив, почти не слушали…
Все дни там была Ира, невеста Гинзбурга. И мать Галанскова.
А перед Гинзбургом я виновата, я о нем дурно думала. А он вел себя безупречно - на следствии и на суде. В последнем слове сказал, что это - не суд, и просил только одинакового наказания с Галансковым.
Добровольский, по-видимому, провокатор.

Варлам Шаламов, писатель, 60 лет
В России был только один художник с палитрой будущего - Врубель.
Декоративный акцент только подтверждал то, что внутри.

Через Храбровицкого сообщил Солженицыну, что я не разрешаю использовать ни один факт из моих работ для его работ. С[олженицын] - неподходящий человек для этого.

Страдания не любят. Страдания никогда не будут любить.

Вот в чем несчастье русской прозы, нравоучительной литературы. Каждый мудак начинает изображать из себя учителя жизни.

Мать М. уничтожила в 1957 году весь архив отца, все письма с Колымы, боясь, что все начинается сначала.

Смерть Достоевского накануне 1 -го марта символична.

«Учительной» силы у искусства никакой нет. Искусство не облагораживает, не «улучшает». Но искусство требует соответствия действия и сказанного слова, и живой пример может убедить живых к повторению - не в области искусства, а в любом деле. Вот какие нравственные задачи ставить - не более.

Учить людей нельзя. Учить людей - это оскорбление.

С[олженицын] - вот как пассажир автобуса, который на всех остановках по требованию кричит во весь голос: «Водитель! Я требую! Остановите вагон!» Вагон останавливается. Это безопасное упреждение необычайно...

Курбский - один из основателей русской литературы (как и Грозный).
Курбский - Герцен XVI века.
Подр[обность]: секретарем Курбского был предок Достоевского.
Двадцать лет назад Чухонцева бы расстреляли по такому доносу - статье Новицкого (Письмо историка Г. Новицкого «Вопреки исторической правде» («ЛГ», 1968, 7 февр.) было целиком посвящено разгрому «Повествования о Курбском» (О. Чухонцев, «Юность», 1968, № 1), где были такие строки: «Чем же, как не изменой, воздать за тиранство...»).
Как знать, может быть, Достоевский сдержал революцию мировую своим «Преступлением и наказанием», «Бесами», «Братьями Карамазовыми», «Записками из подполья», своей писательской страстью.

У меня столько же книг, сколько у Герцена и Тургенева.

Задача поэзии не ускорить, а притормозить время.

Роман «Отцы и дети». О ничтожестве детей?

Богу не нужны праведники. Те проживут и без Бога. Богу нужны раскаявшиеся грешники.
Самое главное не то, что нет дыма без огня, а то, что нет огня без дыма.

Я боюсь людей бесстрашных.

И по Гоголю честный человек - подлец.

«Новый мир» - это глубокая провинция, безнадежно отставшие литературные и общественные концепции устарели.

Мир, в котором священник - праведник, не располагает к религии.

Заведующий отделом поэзии - военный, раненный в правую руку.
Надо написать работу о Толстом, важную работу.

Три человека понимали в Первую мировую войну, что нужен мир с Германией: Распутин, Ленин и Генри Форд.

Лучшее, что есть в русской поэзии, - это поздний Пушкин и ранний Пастернак.

Много есть хороших смертей, но для нашего времени лучшая смерть - Эйзенштейна .
Последняя моя книга «Воскрешение лиственницы» посвящена Ирине Павловне. Она - автор этой книги вместе со мной. Без нее не было бы этой книги.
Молитва отца была молитвой атеиста.
Самый главный вопрос в поэзии - это вопрос влияний. Не написаны работы о поэтической интонации, о рифме (что такое рифма).
Дача и погибшие лютики на весенней земле под лопатой.

Одиночество - это не столько естественное, сколько оптимальное состояние человека. Двое - наилучшая цифра для коллектива. Трое - это ад. Все равно, что тысяча. Вот рубеж: один, два.

Никакого «плана содержания» не бывает в стихах, а вот план выражения бывает, заботит автора.

Я много был в театре этот год. Не слышал ни слова из-за глухоты, но благодаря Ирине мир театра воскрес для меня - хоть и в тысячной доле. Только с ней видел много спектаклей.

Легко лгать в камне, как лгал Микеланджело. Труднее лгать в стихах.

Платонов немало заимствовал у Пришвина, что не замечено.

Луначарский всегда работал с комиссаром. Сначала это была Крупская, потом Покровский... В. Н. Яковлева.

Слово «раскулачить» в словаре употребляется вместо «разграбить».

«Золотой теленок». Бендер - Гамлет. Фильм о Корейко.

Айвазовский так помнил море, как я - блатных. Даже новые впечатления писал всегда по памяти, по воображению, по страстной зрительной памяти.

Мои рассказы - это, в сущности, советы человеку, как держать себя в толпе.

У Грибоедова не было ничего литературного. Бесконечно количество стихов, очень слабых. «Горе от ума» - исключение.

Проза Белинкова очень напоминает прозу Рейснер. Столь же цветиста.

Шоу оттого был так кровожаден (и восхвалял Сталина и т. д.), что был вегетарианцем.

Со времен Христа не было большего благодеяния человеку, чем пенициллин.

Христос, наверное, был похож на Флеминга: медлительный, неуверенный и настойчивый, повинующийся внутренней воле, ограниченный, с узкими интересами, малоразговорчивый.
Смертный грех женщин - это приверженность к гостиничной чистоте.

Самое мое несчастье и самое счастливое через одно и то же - неумение ошибаться в людях.

Обременительная штука - память

Натан Эйдельман, истрик, писатель, 37 лет
13 января.
Ахматова. 1948 г. Пасха.

Я всем прощение дарую,
И в воскресение Христа
Меня предавших в лоб целую,
А непредавшего-в уста.

Разговоры Ахматовой (Лидия Корнеевна) недоброжелательные и свободные. Цветаева - не поэтесса... «Я не читала ни строки Белинского»... Украину и речь («мамо», «ходымо») не полюбила... Анна Николаевна Энгельгардт - глупая, сдобная красавица - 2-я жена Гумилёва, с некрасивой дочкой. Отец её - известный журналист, дед - шестидесятник. Нуждается страшно после смерти мужа, продаётся, развращена, продавала листки Гумилёва за водку для любовников, умерла с дочерью только в блокаду Ленинграда.

Юрий Галансков, 20 век, 1968, Анна Ахматова, Варлам Шаламов, Олег Чухонцев, Дина Каминская, Александр Бек, классика, Давид Самойлов, Лилия Чуковская, стихи, Натан Эдельман, дневники

Previous post Next post
Up