в дневниках
Вера Инбер, поэт, 52 года, Ленинград:
3 ноября.
Мы оставили Нальчик.
Сталинградская битва продолжается. Вся мировая печать полна ею. Арабский писатель пишет: «Война на улицах Сталинграда обеспечивает мир на улицах Каира, Александрии, Бейрута, Дамаска и Багдада».
Без двенадцати четыре. Тревога.
Михаил Пришвин, 69 лет, Ярославская область, Переславль-Залесский район:
3 ноября.
Теперь уже и все крестьяне дивятся и говорят, что не запомнят такой теплой осени. С утра было, как в облаке, и моросило в тепле, а после обеда это кончилось и утвердился солнечный конец дня. Мы ходили в Купань фотографировать и за 4 негатива (по 4 карточки) взяли 30 яиц, ½ кило сметаны и стакан меду. Вернулись очень довольные: моя затея удалась и пока есть пленка - я буду кормиться, и пока будет война - женщины будут снимать детей, чтобы посылать их карточки на фронт тоскующим по дому мужьям.
Вспомнилось озеро, каким оно было недавно, когда я шел из Переславля - такое нежное.
Мира (Мария-Цецилия)Мендельсон-Прокофьева, 27 лет, Алма-Ата:
3 ноября.
Подготовила Сереже текст для арии Денисова (взяла текст Л. Толстого и Д. Давыдова, главным образом) и для хорового вступления к опере.
Недавно Сережа получил от Л.И. письмо, в котором она очень жалуется на нехватку денег и просит его усилить помощь, как деньгами, так и посылками. Сережу этот вопрос волнует, и, по-моему, он переходит за пределы своих сил в работе. Работает он с большим напряжением. Между прочим, он жалуется на головную боль «под черепом», дающую себя знать неожиданно, например, если он споткнется. Сережу беспокоит материальное положение первой семьи, и он регулярно направляет туда значительную часть своих заработков, а теперь наладил дело с продуктовыми посылками, и дети получают время от времени сахар, варенье, какао. Сегодня Сережа отправил Л.И. письмо по поводу денежных вопросов.
<…> Николай Миронович [Слиозберг] передал мне твое письмо, которое меня очень обеспокоило. Для того чтобы выровнять вопрос питания, нужны: 1 ) деньги, 2) посылки.
1. С тех пор как я в Алма-Ате, у меня много работы и для Москвы, и здешней киностудии. Давно я не работал так продуктивно, и, вероятно, больше, чем сейчас, сделать за день не могу. Но потребовалось несколько месяцев, прежде чем мне начали выплачивать за сделанное (на фильм «Иван Грозный» до сих пор договор не подписан). За осенние месяцы я смог передавать тебе больше, чем за летние, и, надеюсь, что это не будет снижаться, несмотря на довольно значительные вычеты, производимые с получек.
2. Наладить посылки не так просто. Люди отсюда летят и тогда ничего не берут, или, когда едут поездом, надо, чтобы это был человек, с которым работал, или поклонник музыки, а то ничего не добьешься, или возьмут, да не довезут. Так удалось переправить тебе три свертка с Роомом и Файнциммером и сейчас четвертый с Компанейцем. Во всяком случае я буду внимательно следить за отъезжающими. Цены, которые тебе сообщил Николай Миронович, относятся к июлю августу, сейчас они приблизились кмосковским, а иногда обогнали их. Вообще, не думай, что здесь «Эльдорадо»: никакая гимнастика не согнала так живот, как постоянные полухолодные макароны. Да и наши композиторы, подкладывая под живот два кулака, при встречах хвастаются своими тонкими талиями. Риса и сушеных фруктов на рынке нет, но я постараюсь достать и прислать.
3. Возвращаясь к вопросу о деньгах: следи за Управлением по охране авторских прав, там скоро должна поступить довольно значительная сумма авторских за фильм «Котовский», к которому я написал музыку. Я телеграфирую Хесину (директору управления), чтобы половину этой суммы он перевел мне, а другую выплатил тебе. Атовмьян в ближайшее время выдаст тебе тысячи две за стеклографию (сначала за три, которые я уже послал ему, за тем еще за три, которые пошлю недели через две)...
С.
Николай Мордвинов, актер театра и кино, 41 год, Алма-Ата (речь в записи идет о фильме "Котовский", в котором Мордвинов сыграл главную роль):
3 ноября. За это время:
Был просмотр картины в 147-м полку. Картина принималась хорошо, и ничего не изменилось оттого, что части были перепутаны. Но финал гробит все окончательно и оставляет зрителя в недоумении. Был бы настоящий финал, рваность картины сгладилась бы. После просмотра встретились у командира полка с командованием. Чудесные у нас люди! Так вплотную я встречался с военными, пожалуй, впервые и нахожу, что много потерял, что не встречался с ними до сих пор. А командир - просто прелесть, общительный, душевный, широкий, чудный. Радуюсь, что нашел его тогда, когда мне надо сделать Огнева. Он все говорил: «Орел! Орел!.. Я вас полюбил с того момента, как увидел вас в Богдане».
На днях получена телеграмма из Москвы о том, что картина принята. Принята на отлично. Но относительно оценки я слышал от жены режиссера.
Словом, при всех условиях, картина звучит в треть возможного. Может быть, сам виноват. Может, надо было идти на конфликт. Как трудно отдавать в чужие руки то, что тобою сделано. Снялся, а монтировать будет человек, которому не доверяешь и который явно слаб. На спектакле ты можешь сгладить прорыв, вымаранное как-то затушевать, а тут - техника.