Еще немного о музее К.С. Станиславского

Aug 16, 2013 13:49

Завершу свой краткий рассказ, начало здесь http://vazart.livejournal.com/522050.html
После революции жизнь основателей МХТа вошла в новое русло. По-прежнему Станиславский и Немирович считались руководителями театра, но и их детище уже не имело того значения в жизни Москвы и страны, что раньше, и у режиссеров не было возможности ставить то, что им хотелось бы. Константин Сергеевич и Владимир Иванович (Немирович-Данченко) занялись постановкой опер, открыли свои собственные оперные студии. Молодые друзья Станиславского, его ученики сопровождали своего учителя и при знакомстве с домом № 6 по Леонтьевскому переулку. "К. С. Станиславский в окружении многочисленных студийцев впервые пришел посмотреть свое новое местожительство. Дом не отапливался, широкая деревянная лестница гулко трещала под ногами идущих. Пройдя через вестибюль в большой зал, Станиславский снял шапку, долго и молча смотрел перед собой...- Вот вам и готовая декорация для «Онегина», - раздался его голос».
О. С. Соболевская. К. С. Станиславский работает, беседует, отдыхает. Москва. 1988, стр. 274 - 275.
Первой постановкой новой оперной студии как раз и оказался "Евгений Онегин", и премьера прошла именно на сцене дома в Леонтьевском. Еще несколько слов... В доме много книг, но нет ни одной, изданной после 1917 года. Нет даже книг М.А. Булгакова, пьесы которого шли на сцене МХТ. Известный всем "Театральный роман", сформировавший у многих его читателей определенное отношение к послереволюционному МХАТу (так театр назывался с 1919 года), не совсем верно описывает отношения отцов-основателей театра и актерской братии. Тут Михаил Афанасьевич позволил себе выразить личные обиды и неудовлетворение, возникшие у него во время работы над постановкой его пьес, в частности "Кабалы святош". Будем надеяться, что время все расставит на свои места, и все наши великие режиссеры и драматурги обретут свое место в творческом Пантеоне. И с этой позиции немного грустно, что система Станиславского ныне более известна за рубежом (так говорил наш экскурсовод), чем в родном Отечестве. Печально, что и молодежь, поступающая учиться в школу-студию МХАТ, не слишком обременена знаниями истории и литературы. Хорошо бы видеть среди посетителей этого музея-квартиры и прочих наших замечательных очагов культуры молодых людей, ведь им нести дальше эстафету, передавать знания и культуру последующим поколениям. Еще несколько фотографий из музея:
Элемент росписи потолка


У Станиславского была коллекция китайских фигурок, кажется, фарфоровых (не совсем уверена), вот она:




Многие москвичи моего возраста впервые оказались в театре именно во МХАТе, и первым нашим спектаклем была "Синяя птица"! Легко мысленно перенестись в тот чудесный день пятидесятилетней давности, когда мама привела меня в театр, вспомнить необыкновенную атмосферу, чудесные театральные запахи, в детстве ведь они так ощутимы! А макет театрального зала, это ведь самое настоящее чудо! словно бы игрушка, но как хороша! вот на этих местах мы с мамой сидели, и она меня обнимала, и весь мир сиял светом и теплом! Пусть и Ваша СИНЯЯ ПТИЦА всегда будет рядом с Вами, не в небе, а рядом, сидит на плече, пощелкивает клювиком, пусть журчат ее тихие светлые песни!

Михаил Булгаков, 16 августа, Константин Станиславский, 2013, музеи нашего времени, 16, август, Синяя птица

Previous post Next post
Up