6 апреля 1917-го

Apr 06, 2022 16:40

 в дневниках

Морис Палеолог,58 лет, посол Франции в России ( с 1914 по май 1917), Петроград:
6(19) апреля. Четверг. Генерал Брусилов обратился к князю Львову со следующей любопытной телеграммой:
«Солдаты, офицеры, генералы и чиновники Юго-Западной армии, собравшись, постановили довести до сведения Временного Правительства свое глубокое убеждение, что местом созыва Учредительного Собрания должна быть, по всей справедливости, первая столица русской земли. Москва освящена в народном сознании важнейшими актами нашей национальной истории; Москва исконно русская и бесконечно дорога русскому сердцу. Созвать Учредительное Собрание в Петрограде, в этом городе, который по своему чиновничьему и международному характеру всегда был чужд русской жизни, было бы жестом нелогичным и неестественным, противным всем стремлениям русского народа. Я от всей души присоединяюсь к этой резолюции и заявляю, в качестве русского гражданина, что считаю конченным петербургский период русской истории.
Брусилов».

Александр Бенуа, художник, основатель объедине46 лет, общественный деятель в революционном Петрограде:
6 апреля.
...
Днем ездил со Щуко осматривать Елагин дворец. Макаров собирается его отдать, ввиду предстоящих летом боев, под лазарет. Не был в нем с самого 1904 года. Сохранность парадных апартаментов поразительная. Распорядительность и героизм лакеев (все та же дворцовая культура) спасли дворец от хулиганов, пришедших его грабить и искать в нем «документы» и удовлетворившихся разломом одного шкафчика и кражей одного фарфорового лебедя, отломанного от вазы. Тем более представляется чудовищным, что спасенное и пощаженное людьми темными интеллигент, эстет ныне собирается отдать на гибель. И почему? Когда тут же имеется масса казенных пустующих дач, когда в том же дворце - верхний, совсем банальный, этаж и теперь остается пустым! Иначе как карьеризмом и дешевым подлаживанием под какие-то демагогические требования это решение нельзя объяснить. На свидание с Макаровым мы и отправились с твердым намерением отстоять передние апартаменты. К сожалению, Макаров оказался очень занятым (передняя все больше набивается просителями), и, прождав полчаса, мы ушли ни с чем, торопясь каждый в театр. Между прочим, в антишамбре нашли Покрышкина, пришедшего с заявлением от Археологической комиссии о необходимости совместить нашу деятельность, сегодня у Головина должна была быть депутация от Академии художеств с таким же заявлением и даже с претензией на то, что их не поставили в известность о существовании Особого Совещания.
Вечером на «Маскараде». Первое впечатление: довольно поражающее своим тяжелым и сложным великолепием, но на долгом протяжении спектакля успеваешь слишком разглядеть бутафорскую мишурность этой несменяемой роскоши, жалкая же игра актеров и безвкусные трюки Мейерхольда (Господи, как надоела эта отрыжка Бердслея, «Мира искусства» первых лет, внешне воспринятой гофмановщиной, Бакстом, Сомовым!) приводят в совершенное угнетение. Успех прямо буйный. Чуть не поссорился с умным дураком Вл.Гиппиусом, которому первый акт понравился.

20 век, Александр Бенуа, апрель, 6 апреля, генерал Брусилов, 1917, 6, Морис Палеолог, Всеволод Мейерхольд, дневники

Previous post Next post
Up